В истории не сохранилось имени человека, который впервые выехал на лёд на мотоцикле, однако предполагается, что это произошло в 1920-х годах. Тогда же в Скандинавии проводились первые соревнования по гонкам на льду. До середины 1930-х годов мотогонки на льду считались лишь забавой для гонщиков классического спидвея. Однако нараставшая в Европе популярность гаревого спидвея изменила отношение и к ледовым гонкам — они выделились в отдельный вид спорта.
В прошлом (примерно до 1995 года) гонщики соревновались на мотоциклах производства чешской фирмы «Ява» Девишов, однако после середины 1990-х в конструкцию мотоциклов начали вноситься существенные изменения, в первую очередь, самими спортсменами, соответственно, получили распространение мотоциклы незаводской сборки. Двигатели же для мотоциклов и по нынешнее время используются исключительно произведённые чешской «Явой». Мотоциклы полностью отличаются от тех, что используются для соревнований в обычном спидвее: вместо четырёх клапанов в двигателе установлено только два (обязательное условие), имеется коробка передач с двумя передачами — на первой производится старт и первые метры движения с набором оборотов двигателя, после чего включается без выжима сцепления вторая передача (до входа в первый стартовый вираж), присутствует также почти плоская низкая рама, маленький топливный бак (в среднем от 2 до 4 литров), отсутствуют аэродинамические обтекатели, имеется передняя и задняя подвеска. Однако существуют и конструктивные особенности: рама более длинная. Главным же отличием являются шипованные колёса.
Современные шипы изготовлены из твёрдых сплавов, снабжены развитой шляпкой. По правилам шипы не должны выступать больше чем на 28 мм над поверхностью шины. Особенностью шиповки колёс является то, что шипы располагаются на левой стороне колеса, так как движение осуществляется по треку против часовой стрелки, на правой стороне колеса находится 13-15 шипов для подстраховки при движении до и после старта. Во время заездов при входе в поворот и максимальном наклоне мотоцикла гонщик рискует войти в контакт с мотоциклом соперника. Шипы чрезвычайно острые, и любой контакт с ними опасен для гонщиков. В истории спидвея на льду были случаи гибели гонщиков. Обычно на переднем колесе располагается примерно 120 шипов, на заднем от 180 до 200 шипов.
Также для мотоциклов обязательны переднее крыло и закрывающий большую часть заднего колеса капот, изготовленные из пластика, чтобы максимально закрыть вращающиеся шипованные части колёс. Двигатель четырёхтактный с объёмом 125, 350 или 500 см³ (именно этот объём используется в официальных соревнованиях), работающий на метаноле. Первый чемпионат мира по эгидой МФМС состоялся в 1966 году. С 1979 года проводится и командный чемпионат мира по спидвею на льду. Несмотря на то, что в соревнованиях принимают участие гонщики из самых разных стран безусловное лидерство с самого первого чемпионата принадлежит гонщикам из СССР и России. Из 43 личных чемпионатов мира только 7 раз чемпионами становились гонщики из других стран, а из 29 командных только 4 раза на первом месте оказывались гонщики других стран. Также проводится розыгрыш личного чемпионата Европы по мотогонкам на льду. Гонки пар официально не проводятся. КОМАНДНЫЙ ЧЕМПИОНАТ МИРА Командный чемпионат мира по спидвею на льду впервые был проведён в Калинине в 1979 году. С момента создания чемпионата, наблюдается господство российских гонщиков, выигравших все турниры, за исключением четырёх. В 1983 году чемпионом стала Западная Германия, а в 1985, 1995 и 2002 Швеция. Год | Место проведения | Золото | Серебро | Бронза | 1979 | Калинин (СССР) | СССР | Чехословакия | ФРГ | 1980 | Эйндховен (Голландия) | СССР | Чехословакия | Швеция | 1981 | Инцелль (ФРГ) | СССР | Чехословакия | Швеция | 1982 | Калинин (СССР) | СССР | Чехословакия | Швеция | 1983 | Берлин (ФРГ) | ФРГ | Швеция | СССР | 1984 | Девентер (Голландия) | СССР | Швеция | Финляндия | 1985 | Инцелль (ФРГ) | Швеция | СССР | ФРГ | 1986 | Ленинград (СССР) | СССР | Швеция | ФРГ | 1987 | Херенвен (Голландия) | СССР | Швеция | ФРГ | 1988 | Гренобль (Франция) | СССР | Швеция | Финляндия | 1989 | Ассен (Голландия) | СССР | Швеция | Чехословакия | 1990 | Алма-Ата (СССР) | СССР | Швеция | ФРГ | 1991 | Инцелль (ФРГ) | СССР | Чехословакия | Швеция | 1992 | Оулу (Финляндия) | СНГ | Швеция | Германия | 1993 | Ассен (Голландия) | Россия | Швеция | Голландия | 1994 | Карлстад (Швеция) | Россия | Швеция | Германия | 1995 | Франкфурт-на Майне (Германия) | Швеция | Россия | Казахстан | 1996 | Ижевск (Россия) | Россия | Швеция | Казахстан | 1997 | Берлин (Германия) | Россия | Швеция | Финляндия | 1998 | Гётеборг (Швеция) | Россия | Швеция | Финляндия | 1999 | Берлин (Германия) | Россия | Швеция | Австрия | 2000 | Берлин (Германия) | Россия | Финляндия | Швеция | 2001 | Хельсинки (Финляндия) | Россия | Австрия | Германия | 2002 | Красногорск (Россия) | Швеция | Россия | сборная Европы | 2003 | Саранск (Россия) | Россия | Швеция | Германия | 2004 | Инцелль (Германия) | Россия | Германия | Австрия | 2005 | Красногорск (Россия) | Россия | сборная Европы | Германия | 2006 | Берлин (Германия) | Россия | Швеция | Финляндия | 2007 | Саранск (Россия) | Россия | Швеция | Германия | 2008 | Красногорск (Россия) | Россия | Австрия | Финляндия | 2009 | Инцелль (Германия) | Россия | Австрия | Германия | 2010 | Красногорск (Россия) | Россия | Швеция | Австрия | 2011 | Берлин (Германия) | Россия | Австрия | Чехия | 2012 | Тольятти (Россия) | Россия | Австрия | Чехия | 2013 | Санок (Польша) | Россия | Австрия | Швеция |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО НАГРАД
Место | Страна | Золото | Серебро | Бронза | Всего | 1. | Россия/СССР/СНГ | 31 | 3 | 1 | 35 | 2. | Швеция | 3 | 18 | 6 | 27 | 3. | Германия/ФРГ | 1 | 1 | 12 | 14 | 4. | Австрия | 0 | 6 | 3 | 9 | 5. | Чехия/Чехословакия | 0 | 5 | 3 | 8 | 6. | Финляндия | 0 | 1 | 6 | 7 | 7. | Европа | 0 | 1 | 1 | 2 | 8. | Казахстан | 0 | 0 | 2 | 2 | 9. | Голландия | 0 | 0 | 1 | 1 |
ЛИЧНЫЙ ЧЕМПИОНАТ МИРА
Учреждению Личного чемпионата мира по мотогонкам на льду предшествовало проведение нескольких предварительных турниров под эгидой ФИМ: Кубок ФИМ 1963 (состоял из 10 гонок – 5 в СССР и 5 в Швеции; победитель – Борис Самородов), Чемпионат Европы 1964 и 1965 (позже возрожденный как отдельный турнир). Первый официальный чемпионат мира состоялся в Уфе. В 1966-1993 чемпионат состоял из отборочных турниров и финала. В 1969, 1970, 1972, 1974 Финал чемпионата проводился в 1 день, в 1971, 1973, 1975-1993 – в два дня В первом чемпионате (1966) в финале использовалась система зачетных очков (за 1-е место 8 очков, за 2-е - 6, за 3-е - 4, за 4-е - 3, за 5-е - 2 и за 6-е - 1 очко, остальные места не квалифицировались), с 1967 по 1993 учитывались только непосредственно набранные в заездах очки. ПОБЕДИТЕЛИ И ПРИЗЁРЫ ЛИЧНОГО ЧЕМПИОНАТА МИРА Год | Место финала | Победитель | Второе место | Третье место | 1966 | Уфа (СССР) Москва(СССР) | Габдрахман Кадыров (СССР) | Виктор Кузнецов (СССР) | Антонин Шваб (Чех) | 1967 | Уфа (СССР) Москва(СССР) Ленинград (СССР) | Борис Самородов (СССР) | Вячеслав Дубинин (СССР) | Владимир Цыбров (СССР) | 1968 | Салават (СССР) Уфа (СССР) | Г.Кадыров (СССР) | В.Цыбров (СССР) | Б.Самородов (СССР) | 1969 | Инцелль (ФРГ) | Г.Кадыров (СССР) | Юрий Ломбоцкий (СССР) | В.Цыбров (СССР) | 1970 | Несшё (Шве) | А.Шваб (Чех) | Г.Кадыров (СССР) | Курт Вестлунд (Шве) | 1971 | Инцелль (ФРГ) | Г.Кадыров (СССР) | Владимир Чекушев (СССР) | Милан Шпинька (Чех) | 1972 | Несшё (Шве) | Г.Кадыров (СССР) | А.Шваб (Чех) | Владимир Пазников (СССР) | 1973 | Инцелль (ФРГ) | Г.Кадыров (СССР) | Б.Самородов (СССР) | В.Пазников (СССР) | 1974 | Несшё (Шве) | М.Шпинька (Чех) | В.Цыбров (СССР) | Г.Кадыров (СССР) | 1975 | Москва (СССР) | Сергей Тарабанько (СССР) | В.Цыбров (СССР) | Сергей Казаков (СССР) | 1976 | Ассен (Гол) | С.Тарабанько (СССР) | М.Шпинька (Чех) | Конни Самуэльссон (Шве) | 1977 | Инцелль (ФРГ) | С.Тарабанько (СССР) | К.Самуэльссон (Шве) | Зденек Кудрна (Чех) | 1978 | Ассен (Гол) | С.Тарабанько (СССР) | Анатолий Бондаренко (СССР) | Анатолий Гладышев (СССР) | 1979 | Инцелль (ФРГ) | А.Бондаренко (СССР) | Владимир Любич (СССР) | З.Кудрна (Чех) | 1980 | Калинин (СССР) | А.Бондаренко (СССР) | С.Тарабанько (СССР) | Владимир Сухов (СССР) | 1981 | Ассен (Гол) | В.Любич (СССР) | В.Сухов (СССР) | А.Гладышев (СССР) | 1982 | Инцелль (ФРГ) | С.Казаков (СССР) | Пер-Олаф Серениус (Шве) | Владимир Субботин (СССР) | 1983 | Эйндховен (Гол) | С.Казаков (СССР) | А.Бондаренко (СССР) | Эрик Стенлунд (Шве) | 1984 | Москва (СССР) | Э.Стенлунд (Шве) | В.Сухов (СССР) | Юрий Иванов (СССР) | 1985 | Ассен (Гол) | В.Сухов (СССР) | Ярмо Хирвасоя (Фин) | Ю.Иванов (СССР) | 1986 | Стокгольм (Шве) | Ю.Иванов (СССР) | В.Сухов (СССР) | Э.Стенлунд (Шве) | 1987 | Берлин (ФРГ) | Ю.Иванов (СССР) | В.Сухов (СССР) | Виталий Русских (СССР) | 1988 | Эйндховен (Гол) | Э.Стенлунд (Шве) | Ю.Иванов (СССР) | Сергей Иванов (СССР) | 1989 | Алма-Ата (СССР) | Николай Нищенко (СССР) | Ю.Иванов (СССР) | В.Сухов (СССР) | 1990 | Гётеборг (Шве) | Я.Хирвасоя (Фин) | Н.Нищенко (СССР) | С.Иванов (СССР) | 1991 | Ассен (Гол) | С.Иванов (СССР) | П-О.Серениус (Шве) | Михаэль Ланг (ФРГ) | 1992 | Франкфурт-на Майне (ФРГ) | Ю.Иванов (СНД) | Антонин Клатовски (Чех) | Стефан Свенссон (Шве) | 1993 | Саранск (Рос) | Владимир Фадеев (Рос) | Александр Балашов (Рос) | М.Ланг (Гер) |
ГРАН - ПРИ В 1994 была введена система Гран-при: сохраняется система квалификационных раундов, но меняется финальная часть: определенное количество городов принимают у себя по 1 финалу, каждый финал проводится в 2 дня. В зависимости от занятого в каждый из дней места гонщик получает определенное количество зачетных очков. В конце сезона зачетные очки суммируются, и определяется победитель.
Методика определения зачетных очков: после проведения заездов основной сетки гонщики, занявшие предварительно места с 1 по 4, участвуют в финале A и окончательно распределяют 1-4 места и соответствующие зачетные очки, гонщики 5-8 мест участвуют в финале B, следующие четверо – в финале C, последние 4 – в финале D.
В 1997 и 2000 годах чемпионат проводился по традиционной формуле – финал в 1 городе, в 2 дня.
C 2012 года сохраняется система Гран-При, но учитываются не зачетные, а исключительно заездные очки. Отменяются финалы A, B, C, D, вместо них вводится аналогичная гаревому Гран-При система 2 полуфиналов для лучшей восьмерки гонщиков и финала. Отличается – набранные в финале очки не удваиваются.
Победители с 1994 года
Год | Победитель | Второе место | Третье место | 1994 | А.Балашов (Рос) | П.-О.Серениус (Шве) | Вячеслав Никулин (Рос) | 1995 | П.-О.Серениус (Шве) | А.Балашов (Рос) | В.Никулин (Рос) | 1996 | А.Балашов (Рос) | Юрий Поликарпов (Рос) | В.Никулин (Рос) | 1997 | Кирилл Дрогалин (Рос) | А.Балашов (Рос) | Яри Альбом (Фин) | 1998 | А.Балашов (Рос) | К.Дрогалин (Рос) | В.Никулин (Рос) | 1999 | В.Фадеев (Рос) | А.Балашов (Рос) | В.Никулин (Гер) | 2000 | К.Дрогалин (Рос) | Франц Цорн (Авс) | В.Фадеев (Рос) | 2001 | К.Дрогалин (Рос) | В.Фадеев (Рос) | В.Никулин (Гер) | 2002 | П.-О.Серениус (Шве) | В.Никулин (Гер) | Ю.Поликарпов (Рос) | 2003 | Виталий Хомицевич (Рос) | Гюнтер Бауэр (Гер) | Владимир Лумпов (Рос) | 2004 | Дмитрий Буланкин (Рос) | В.Хомицевич (Рос) | Николай Красников (Рос) | 2005 | Н.Красников (Рос) | В.Хомицевич (Рос) | Иван Иванов (Рос) | 2006 | Н.Красников (Рос) | Юнир Базеев (Рос) | Михаил Богданов (Рос) | 2007 | Н.Красников (Рос) | В.Хомицевич (Рос) | И.Иванов (Рос) | 2008 | Н.Красников (Рос) | Дмитрий Хомицевич (Рос) | Ф.Цорн (Авс) | 2009 | Н.Красников (Рос) | Даниил Иванов (Рос) | Ф.Цорн (Авс) | 2010 | Н.Красников (Рос) | Д.Иванов (Рос) | Д.Хомицевич (Рос) | 2011 | Н.Красников (Рос) | Игорь Кононов (Рос) | Д.Иванов (Рос) | 2012 | Н.Красников (Рос) | Д.Иванов (Рос) | Д.Хомицевич (Рос) | 2013 | Д.Иванов (Рос) | Дмитрий Колтаков (Рос) | Д.Хомицевич |
Николай Красников
Медальный зачёт
Место | Страна | Золото | Серебро | Бронза | Всего | 1. | СССР/СНГ/Россия | 41 | 37 | 32 | 110 | 2. | Швеция | 4 | 4 | 5 | 13 | 3. | Чехословакия/Чехия | 2 | 3 | 4 | 9 | 4. | Финляндия | 1 | 1 | 1 | 3 | 5. | ФРГ/Германия | 0 | 2 | 4 | 6 | 6. | Австрия | 0 | 1 | 2 | 3 |
ЛИЧНЫЙ ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ
Год | Место проведения | Победитель | Второе место | Третье место | 1964 | Ленинград (СССР) Уфа (СССР) Москва (СССР) | Г.Кадыров (СССР) | В.Дубинин (СССР) | Юрий Дудорин (СССР) | 1965 | Ленинград (СССР) Москва (СССР) Уфа (СССР) | Б.Самородов (СССР) | Г.Кадыров (СССР) | Всеволод Нерытов (СССР) А.Шваб (Чех) | 1999 | Саранск (Рос) | Ю.Поликарпов (Рос) | Игорь Яковлев (Белоруссия) | Вадим Змага (Рос) | 2000 | Саранск (Рос) | Ю.Поликарпов (Рос) | М.Богданов (Рос) | Сергей Осипов (Рос) | 2001 | Саранск (Рос) | В.Фадеев (Рос) | В.Хомицевич (Рос) | Андрей Яковлев (Бел) | 2002 | Луховицы (Рос) | Максим Захаров (Рос) | Н.Красников (Рос) | Ю.Базеев (Рос) | 2003 | Уфа (Рос) | Д.Буланкин (Рос) | Николай Акимов (Рос) | А.Клатовски (Чех) | 2004 | Луховицы (Рос) | Д.Буланкин (Рос) | Д.Хомицевич (Рос) | Сергей Макаров (Рос) | 2005 | Эрфурт (Гер) | М.Захаров (Рос) | Павел Чайка (Рос) | Ф.Цорн (Авс) | 2006 | Пенза (Рос) | Д.Буланкин (Рос) | Андрей Шишегов (Рос) | Станислав Архипов (Рос) | 2007 | Учалы (Рос) | Д.Хомицевич (Рос) | И.Кононов (Рос) | Сергей Балтачев (Рос) | 2008 | Санок (Пол) | Ф.Цорн (Авс) | Роман Акименко (Рос) | Анти Аакко (Фин) | 2009 | Луховицы (Рос) | Д.Буланкин (Рос) | И.Кононов (Рос) | М.Богданов (Рос) | 2010 | Уфа (Рос) | А.Шишегов (Рос) | Сергей Карачинцев (Рос) | Харальд Симон (Авс) | 2011 | Тольятти (Рос) | Ю.Базеев (Рос) | С.Макаров (Рос) | Эдуард Крысов (Рос) | 2012 | Ассен (Гол) | Василий Косов (Рос) | Х.Симон (Авс) | Артём Новик (Рос) | 2013 | Уфа (Рос) | Игорь Сайдуллин (Рос) | Н.Красников (Рос) | Х.Симон (Авс) |
МЕДАЛЬНЫЙ ЗАЧЁТ
Место | Страна | Золото | Серебро | Бронза | Всего | 1. | СССР/Россия | 16 | 15 | 11 | 42 | 2. | Австрия | 1 | 1 | 3 | 5 | 3. | Белоруссия | 0 | 1 | 1 | 2 | 4. | Чехословакия/Чехия | 0 | 0 | 2 | 2 | 5. | Финляндия | 0 | 0 | 1 | 1 |
|