Ява несёт убытки…
Ничего постоянного в этом
мире нет. Всё в нём – предельно относительно. Ничего постоянного нет и в мире
спидвея. Ни чемпионов, ни тренеров, ни супер – клубов ни постоянных супер –
сборных – нет. Казалось бы, это правило не распространяется в мире спидвея
только на мотоциклы. Они, с первого взгляда, не меняются с момента их появления
на свет. Та же рама, то же магнето, тот же руль, сцепление, сидушка, цепи,
отсутствующие тормоза и т.д. Но нет. Постоянно меняется мода на его сердце –
мотор. Помните, Джап, Фис, Ротракс,
Веслэйк, Годен и, наконец, легендарная старушка Ява? Где сейчас они, куда исчезли? Говорю, исчезли, с полной
уверенностью. Не исчезла пока,только легендарная чешская Ява. Но, если вам придёт в голову назвать одного – двух, более –
менее, едущих «взанос» гонщиков с мотором Ява,
то сделать это будет ой как не просто.
Так как же знаменитая Ява смогла попасть в такую немилость?
Легендарная Ява, которая сделала,
казалось бы, невозможное, отобрав у безраздельно господствующего в 80 –ых на треках мира и Европы самого яркого из всех датских
викингов Эрика Гундерсена на Годдене пальму
первенства. Вернув её себе вновь, после триумфов ЭССО. К сожалению, это стало возможным лишь после трагедии,
произошедшей с Эриком Гундерсеном.
Но самый революционный шаг со спидвейным мотором был сделан именно на Яве в её конструкторском бюро в Дивишове известным немецким гонщиком и
прекрасным тюнером Клаусом Лаошем
вначале 90 – ых. Именно он принял
столь авангардное и смелое решение взять и «положить явский» мотор, сместив,
таким образом, центр тяжести мотоцикла и сделав его более устойчивым, особенно
на старте. После этого триумф чешского «бренда» на мировом рынке стал полным и
бесконкурентным. Еще более его упрочили в финале ИЧМ в Военс 1994 Тони Рикардссон и Ханс Нильсен, занявшие 1 и 2 места на подиуме. Они уже считались
«заводскими гонщиками» Явы и
повторили свой успех год спустя в дебютном Гран
При 1995. Ява снова была на самом верху, как в то золотое для неё время, когда главным её клиентом в Дивишове считался СССР с его сателлитами. Так бы всё и шло себе шаг за шагом, крона
за кроной, но….В свободном мире существует конкуренция, инвестиции и инновации.
Из далёкого прошлого на сцену спидвея снова «вырулил» итальянский Джи Эм. Это на нём хорошо нам знакомый
по финалу континента в Ровно немец Эгон Мюллер в 1983 году выиграл титул ИЧМ. Чехи же не восприняли Джи Эм, как достойного себе конкурента
и на новые эксперименты со своими моторами больше не решились. Это стало их
роковой ошибкой. Мир спидвея, увы, не стоит на месте. Он постоянно движется в
одном направлении, вперёд. Спортсмены говорили – Ява дешевле, но Джи Эм –
лучше. Я езжу на Яве, но весь тюнинг
– от Джи Эма. То есть, все детали
внутри Явы – от Джи Эма. Так чехи, не желая
развиваться в плане технологий и инноваций, срубили сук, на котором так
долго и твёрдо сидели. И сегодня перед ними вновь такой набивший всем оскомину
вопрос – быть спидвейной Яве или не
быть. А может причина «явского забвения», всё же, кроется в неустанно падающем
интересе к спидвею во многих странах западного мира (ФРГ, Ново Зеландия, США и Англия?) Ведь так и нет по сей день ни
одного этапа Гран При ни в России,
ни в США, ни на родине спидвея Австралии, ни в обещанной всему спидвейному миру ранее Малайзии, ни в Англии. Не говоря уже о
бывших соц. странах. Плохи дела,
выходит у нас. Смотришь, уйдёт Ява в
Мото Джи Пи или на кросс, где ставки намного выше, чем в спидвее, честно
говоря. Возьмёт и уйдёт. Перевернув тем самым ещё одну яркую страницу "чёрного спорта".
Владимир Жуковский
|