Переклад

Статистика




Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Головна » 2014 » Декабрь » 20 » Экскурс в историю мотогонок
00:29
Экскурс в историю мотогонок

   Период, начавшийся с уходом с ледяной дорожки Габдрахмана Кадырова и Бориса Самородова, а завершившийся в момент создания спортклуба имени Г. Кадырова отнюдь не был для башкирских мотогонок на льду полностью провальным и безнадежным. Хотя в отчетах о мировых финалах в центральной советской и в зарубежной прессе имена наших земляков среди соискателей медалей не фигурировали, зачастую они играли первостепенную роль, а воплотить свой потенциал в высокий результат не хватало то опыта, то удачи. Новая волна покатилась по льду еще при Кадырове. В 1973 году в личном чемпионате мира успешно дебютировали новиспеченный чемпион СССР Владимир Чапало из Стерлитамака и бронзовый призер чемпионатов СССР (1972) и РСФСР (1973) уфимец Анатолий Сухов. С легкой руки последнего до сих пор кружится ледовая карусель в Мекке голландского мотоспорта Ассене: именно Сухов стал победителем первых соревнований в ранге чемпионата мира на ассенском льду (1973). Оба дошли до финала, где Чапало выступил чуточку удачнее, заняв пятое место, а Сухов, отстав от него всего на одно очко, вышел на седьмое. Рассказывая в прошлом номере о победе в финале ЛЧМ-1974 чеха Милана Шпинки, мы упоминали, что никто из советских гонщиков не смог его остановить. А ведь все могло бы быть совсем не так, главным героем этого финала мог стать А. Сухов, будь он чуточку поопытнее и хладнокровнее. Старт в заезде с Владимиром Цыбровым, Владимиром Кочетовым и тогда еще никем не считавшимся претендентом на "золото" Шпинкой выиграл именно он. Лидировал с 50-метровым отрывом, а чех замыкал квартет! И надо же было в этот момент Анатолию "переложить" мотоцикл, коснувшись льда то ли рулем, то ли барабаном сцепления. Стального коня мгновенно сорвало с дорожки и он оказался в снегу. Ехавшие за ним товарищи по команде прикрыли ручки, а Шпинка воспользовался моментом и на полном газу проскочил вперед по внутреннему радиусу… 1975-й год. Готовя мотоцикл Сухова к московскому финалу ЛЧМ, механик сборной Владимир Сердюк "перетянул" клапанные пружины. И опять же, в первом заезде, со Шпинкой (!), Сухов уверенно лидировал, но тут двигатель "посыпался", и он финишировал последним. А в следующих заездах пришлось выступать на запасной технике, которая оказалась неконкурентоспособной. Еще больше не повезло в этом финале Владимиру Чапало, хотя он занял шестое место. Дело в том, что гонщик из Стерлитамака выиграл и отбор ЛЧМ, и полуфинал. Точно такие же результаты имел трехкратный вице-чемпион мира Владимир Цыбров. Они, как и допушенный прямо в финал в качестве чемпиона СССР Сергей Тарабанько считались главными претендентами на "золото". Но на первом же повороте своего первого заезда стартовавший по первой дорожке Чапало неожиданно "катапультировался", угодив в глубокую яму, которая образовалась во льду после официальной тренировки, а затем была кем-то замаскирована снегом. Хотя причина падения была всем ясна и линию трека тут же прочертили наружнее злосчастной ямки, проводить перезаезда не стали (!) А на следующий день вся страна отмечала День Советской Армии, поэтому как нельзя кстати пришлась победа в ЛЧМ прапорщика из Новосибирска Сергея Тарабанько. У Цыброва в этот день был день рождения, но у него болели зубы, и ему стала утешением серебряная медаль. Одним словом, наследники у Кадырова и Самородова были, и выиграть мировое первенство им было вполне по силам. Еще в 1974 году в уфимском полуфинале ЛЧМ вместе с Кадыровым и Суховым выступал, правда, вне конкурса Николай Корнев. Через четыре года здесь же, на льду "Строителя" он вышел на лед уже в жилете члена сборной СССР. Но руководители команды по-отечески предупредили: хоть выиграешь полуфинал, на финал все равно не поедешь. В первом же заезде "ободренный" таким образом Николай упал, потом произошел сбой в работе мотоцикла. Одним словом, только седьмое место, а по правилам тех лет в восьмерку финалистов должно было входить не больше трех представителей одной страны. Корнев оказался лишним… Через семь лет он с блеском выиграл личный чемпионат СССР, а еще через год – России. Деваться стало некуда, советского ледовика номер один пришлось включать в число участников ЛЧМ и ставить под первым номером в команде на финале КЧМ. Но не будем забегать так далеко вперед. Продолжим нашу хронологию финалов ЛЧМ.

 

1976

Первый финал в Ассене оказался первым вообще, в котором не участвовал ни один из башкирских спортсменов. Владимиру Чапало не повезло в полуфинале, состоявшемся на уфимском стадионе "Строитель". Начав его с трех побед подряд, в последнем заезде первого дня он стал жертвой технических неполадок в своем мотоцикле. А в первом же заезде второго дня, стремясь поскорее наверстать упущенное, упал. В результате, только пятое место, в то время как весь пьедестал заняли советские гонщики (от страны из полуфинала допускалось не более трех спортсменов). Анатолий же Сухов осенью 1975 году получил тяжелейшую травму в финале чемпионата СССР по гонкам на ипподроме и был вынужден вообще пропустить ледовый сезон. Как не крути, но именно проходящий без наших финал ЛЧМ оказался для сборной СССР очень трудным. Ничего похожего на ситуацию 1975 года, когда в Москве были заняты первые шесть мест. Только чемпион-75 Сергей Тарабанько и победитель уфимского полуфинала Сергей Яровой с первых же заездов обозначили свои претензии на медали. Однако, наравне с ними шли чемпион-74 чех Милан Шпинка и швед Конни Самуэльссон, еще ни разу не удостаивавшийся мировых наград. Тарабанько закончил первый день с 15 очками. Яровой, который шел на 14, в последнем заезде, встречаясь со Шпинкой, упал. У чеха и шведа оказалось по 13. Во второй день Тарабанько не имел права на ошибку, ведь соперники шли по пятам. Выиграв у Самуэльссона, "прапорщик из Новосибирска" укрепил свои позиции и смог помочь прапорщику из Читы. Перед последней серией у Ярового снова появился шанс даже на "серебро". Однако, проиграв Шпинке, Тарабанько лишил его этого шанса, а проиграв Самуэльссону, Яровой сам себя лишил шанса на "бронзу". В итоге: Тарабанько – 28 очков, Шпинка – 27, Самуэльссон – 26, Яровой – 25…

1977

Наступившая в спидвее эпоха четырехклапанных двигателей, резко увеличившая мощности и скорости, не обошла и гонки на льду. Ведь моторы здесь используются практически те же самые. Как и в спидвее, по льду покатилась волна падений и травм. В первом же заезде финала, проводившегося в Инцеле (ФРГ), упал Тарабанько (а ведь в этом заезде ехал Самуэльссон!). Началась гонка за лидером, которая в первый день не увенчалась успехом. Самуэльссон, которому единственную подножку подставил новоиспеченный чемпион России Александр Щербаков (Луховицы) имел 14 очков, Тарабанько и новая звезда чехословацкого спидвея Зденек Кудрна – по 12. Во второй день, однако, хланднокровие не помогло лидеру: он проиграл и чеху, и обоим советским гонщикам. Причем, победную для Сергея Тарабанько точку вновь поставил Щербаков. Итог финала: Тарабанько – 27, Самуэльссон – 26, Кудрна – 24, Щербаков – 23… Особенно обидно было Щербакову, который потерял верные два очка, упав в заезде с Тарабанько. Выступал в финале и Владимир Чапало, но два падения подряд и травма отбросили его на 16-е место. Оказалось, что они отбросили назад на целых десять лет всю Башкирию. Следующий ледовик из нашей республики появился в финале ЛЧМ только в 1987 году. И еще одна пометка. Пропустивший предыдущий сезон Анатолий Сухов автоматически вышел из состава сборной СССР, поэтому в ЛЧМ-77 принять участие не мог. Однако, на тренировке перед московским полуфиналом чемпионата "отпилил" себе руку новосибирец Виктор Кузнецов (чемпион СССР-76 стал одним из величайших неудачников в гонках на льду) и занять "вакантное" место предложили уфимцу. Он занял в полуфинале второе место (первое досаафовские генералы "попросили" оставить москвичу В. Субботину), но на финал все равно не поехал – не были оформлены выездные документы.

1978

Запрет на льду чеитырехклапанных двигателей сразу вернул на вершину гонщиков СССР. А может, подкатила новая волна – кто знает? Во всяком случае, в Ассене наши выиграли без проблем, заняв первые четыре места. Чемпионом в четвертый раз подряд стал Сергей Тарабанько (этот результат следует внести в список рекордов чемпионата) – 28 очков, на втором и третьем местах – дебютанты финала тольяттинец Анатолий Бондаренко (24) и иркутянин Анатолий Гладышев (23). Четвертый – Субботин (20). Анатолий Сухов, вернувшись в сборную, выиграл отбор ЛЧМ в Западном Берлине, успешно начал полуфинал в Инцеле (по 12 очков с С. Тарабанько), но во второй день из-за двух сходов откатился на пятое место и оказался из наших "четвертым лишним".

1979

В Инцеле происходит смена ледового короля. 30 очков приносят золотую медаль Анатолию Бондаренко. "Серебро" – у любимца главного тренера сборной Сергея Старых Владимира Любича из подмосковного города Видное, выигравшего дополнительный заезд у чеха Кудрны (по 26). Сергей Тарабанько – только четвертый (23).

1980

Среди участников финала снова появляется Сухов, но не Анатолий, а Владимир – из подмосковного города Жуковского. Судьба его, скажем сразу, сложилась значительно удачнее. Но, справедливости ради, баловнем судьбы В. Сухов не был, всегда рисковал и боролся до конца, поэтому в 80-е годы оказался одним из популярнейших гонщиков в мире. А в год своего дебюта в городе Калинине, в присутствии 40 тысяч зрителей, он завоевал бронзовую медаль (25 очков), пропустив вперед только Бондаренко (29) и Тарабанько (26). Новосибирец во второй день выиграл все заезды, но поезд уже ушел: в первый день он потерял четыре очка, в одном из заездов упав, а в другом – проиграв Бондаренко.

 

1981

В Ассене нашим хорошо пощекотал нервы Зденек Кудрна. Только Владимиру Любичу, по старой привычке, удалось одержать над ним победу в первый день. Во второй в первом же заезде Кудрна падает, но рефери ФИМ допускает его к перезаезду, в котором уже падает Любич. Новый перезаезд выводит вперед Любича, которого от атак чеха надежно защищает В. Сухов. В конце концов у Любича – 28 очков и титул чемпиона мира, у Сухова – 26 и серебряная медаль. А за "бронзу" в дополнительном заезде встречаются Гладышев и Кудрна (по 25). Побеждает советский гонщик. К сожалению, через три года ни одного участника этого заезда уже не оказалось в живых: Кудрна погиб летом 1982 года на травяном треке, а Гладышев – в злополучном финале ЛЧМ 1984 года.

1982

После семилетнего перерыва в финале появился "уссурийский тигр" Сергей Казаков, отметивший свой дебют в 1975 году бронзовой медалью, а затем попавший в полосу серьезных травм. Возвращение также не прошло благополучно: годом раньше на отборе в Западном Берлине он упал и сломал челюсть. Но уже через две недели, с металлической пластиной и болтами во рту завоевал "бронзу" финала Союза. В Инцеле-82 Казаков таких подвигов уже не совершал, выиграл красиво и уверенно, набрав 28 очков. Сенсационное второе место занял швед Пер-Олов Серениус (23), а на третье место наконец вышел Субботин (22). В. Сухова отбросили на пятое место три падения.

1983

Впервые финал в голландском Эйндховене. После двухлетней дисквалификации в нем выступает А. Бондаренко – и оказывает достойное сопротивление Казакову. У обоих – по 28 очков, второй в истории дополнительный заезд за "золото" выигрывает дальневосточник. А доп за третье место приносит успех юному шведу Эрику Стенлунду, опередившему новосибирца Александра Смышляева (по 24). Вне пределов нашей хроники остаются многие выдающиеся ледовые бойцы, например, занявший еще в 1975 году в Москве седьмое место "летучий голландец" Ролоф Тайс. Сколько раз западная публика ожидала от него победы на своем льду. Однако, против непобедимой советской "армады" он оказывался бессилен. А вот Стенлунду удалось у наших выиграть. Причем, на нашем льду, причем, в самом сердце нашей Родины.

1984

Финал ЛЧМ было предложено провести в Уфе (!). Однако, тогдашнее досаафовское и спортивное руководство республики сделало все возможное, чтобы убедить партийное и государственное руководство отказаться от этого предложения. Тогда за дело взялась Москва, ареной был избран главный стадион страны. Черный отпечаток на финал наложила смерть Генерального секретаря ЦК КПСС Ю. Андропова: в знак траура был отменен финал ЛЧ СССР, который в качестве генеральной репетиции было намечено провести за неделю до мирового финала. В финале ЛЧМ после трех серий единоличным лидером стал Стенлунд. Лишь В. Сухову удалось отобрать у него одно очко в первый день гонок, который с одинаковым количеством очков – по 14 – закончили он, швед и красноярец Юрий Иванов. Однако, потенциал шведа вызывал тревогу у всей сборной СССР, и остановить его в первом же заезде второго дня попытался известный прежде всего как командный боец Анатолий Гладышев. Увы, старт он Стенлунду проиграл, а на входе в поворот попал в "детский мат" и катапультировался в наружную сторону. Заурядное падение, однако, завершилось трагически, поскольку, падая на лед, Гладышев попал под шипованные колеса мотоцикла австрийца Вальтера Вартбихлера. Смерть последовала практически мгновенно, Гладышева увезла "скорая", а чемпионат продолжался, как ни в чем не бывало. И для многих зрителей остался непонятным жест нового чемпиона мира, который на место, где произошла трагедия, бросил подаренные ему гвоздики. Эрик Стенлунд набрал 29 очков, чему, видимо, способствовало угнетенное состояние его советских соперников. В совместной встрече он легко объехал ушедшего первым со старта Ю. Иванова. А в последней серии В. Сухова, в момент когда он уже начал проходить шведа, сильно подбросило и судьба золотой медали была решена. Сухов стал вторым – 28 очков, а Ю. Иванов – третьим (27).

1985

В Ассене советские гонщики взяли у шведа полный реванш. Владимир Сухов наконец стал чемпионом мира, набрав 28 очков и дважды выиграв у Стенлунда. А Юрий Иванов выиграл у чемпиона-84 дополнительный заезд за бронзовую медаль. На второе же место впервые в истории гонок на льду вышел гонщик из Финляндии Ярмо Хирвасоя (26). Чемпионат был отмечен появлением среди участников представителя Башкирии. Уфимец Раис Мустафин занял второе место на отборе в Ленинграде и четвертое – проиграв в дополнительном заезде Стенлунду – на полуфинале в Стокгольме. В финал не попал как "третий лишний" (полуфиналов было три, от страны попадало не ьолее двух гонщиков).

1986

Финал стал настоящим реваншем за Москву-84. Как и тогда, в первый день по 14 очков набрали Ю. Иванов, В. Сухов и Стенлунд. Но вторая половина гонки оказалась неудачной для шведа: во второй серии он упал и сразу потерял шансы на победу. Ю. Иванов во второй день выиграл все заезды и набрал в сумме 29 очков, В. Сухов уступил только ему и Стенлунду (27), у экс-чемпиона – 25. В отборах приняло участие уже три уфимца: и Николай Корнев, и Сергей Соколов, и Раис Мустафин оказались в числе призеров на отборах (причем, Корнев опередил Ю. Иванова). Но в полуфинале Мустафин не смог выступить из-за травмы, Соколов не уложился в числовой лимит, а Корнева "выбили из седла" непривычно жесткие требования технических комиссаров ФИМ. Заняв 11-е место во Франкфурте на чужих колесах, он не только не попал в финал ЛЧМ, но и был немедленно вычеркнут из первой сборной на командном финале в Ленинграде.

1987

Наконец-то в финале (Западный Берлин) – снова уфимцы, причем двое! А Раис Мустафин после трех серий делил лидерство с Ю. Ивановым – по 9 очков. Совместная встреча стала настоящей битвой за титул короля льда. От того, кто ее выиграет, зависел дальнейший ход чемпионата. Чемпион загнал дебютанта в соломенные тюки, тот начал кувыркаться вдоль прямой. В плане травм все обошлось, но из колеи это падение уфимца явно выбило. А на следующий день, выиграв два заезда, в двух последующих Мустафин стал жертвой технических неполадок. В итоге, с 15 очками он занял только девятое место. Но в это время совершил мощное продвижение к пьедесталу почета Сергей Соколов. Выиграй он у Ю. Иванова, лидирующим позициям которого уже ничто не угрожало, в 35-м заезде – можно было побороться даже за "серебро". Но произошло то же самое, что однажды произошло в Инцеле с Борисом Самородовым: спустило колесо, и мотоцикл Соколова сорвало с дорожки. Падение и 20 очков принесли только шестое место. А набравшие всего на очко больше Виталий Русских (ныне – председатель комитета трековых гонок МФР) и швед Ян Сигурд в дополнительном заезде разыграли бронзовую медаль, которая по праву досталась советскому гонщику. "Серебро" получил В. Сухов (23), а чемпионом во второй раз стал Ю. Иванов (28).

 

1988

Сделать хетт-трик в Эйндховене Ю. Иванову помешал 31-й заезд, в котором он, не испытавший доселе ни одного поражения, пропустил вперед не только Эрика Стенлунда, но и его соотечественника Свена-Эрика Бьерклунда. Стенлунду уже никто не мешал стать чемпионом во второй раз (швед и набрал 29 очков). А последний шанс предоставлялся в 37-м заезде Сергею Казакову и Раису Мустафину. Но дальневосточник упал и был из перезаезда исключен, а уфимец, не блиставший прошлогодней ездой, даже в случае успеха уже не смог бы изменить ситуации. В результате, серебряным призером стал Юрий Иванов (27), а бронзовым – его брат Сергей (24). Это был первый и последний пока случай в истории ЛЧМ, когда на пьедестал поднимались братья. С. Казакова, собиравшегося дать серьезный бой за титул, подвели два падения – оба в заездах со Стенлундом; у него – 22 очка и четвертое место. Мустафин с 19 очками замкнул шестерку сильнейших. Соколов очень неудачно выступил в инцельском отборе и не попал в полуфинал. А Корнев, успешно преодолев первый барьер в Тампере (Финляндия), не смог выступить в полуфинале из-за травмы (перелом позвоночника), полученной во время четвертьфинала ЛЧР в Вятских Полянах. После этой травмы он уже не возвратился на лед, хотя провел еще несколько успешных сезонов в спидвее.

1989

С отставанием всего на одно очко от финна Хирвасои и шведа Стефана Свенссона, Мустафин занял третье место в отборе (Западный Берлин), но затем пережил психологический спад и в полуфинале был только десятым. Возможно, оказало влияние впечатление, произведенное очередной трагедией: на льду высокогорного катка "Медео", где должен был проводиться финал ЛЧМ-89 во время сборов погиб Василий Копташкин. Но сам алма-атинский финал ЛЧМ стал грандиозным праздником, не имевшим аналогов в истории гонок на льду. И принес миру нового чемпиона – читинского армейца Николая Нищенко. В драматичной борьбе он выиграл у Юрия Иванова (26:25), причем, прошел через ситуацию, аналогичную ситуации Иванов-Мустафин. На сей раз Юрий был исключен. Но проиграл он Нищенко, в следующем заезде упавшему уже самостоятельно, в конечном счете, из-за очка, отобранного в первый день братом Сергеем. А бронзовую медаль в дополнительном заезде у Виталия Русских вырвал волевой В. Сухов (по 23 очка).

1990

Предыдущий чемпионат поставил точку в карьере самого опасного конкурента советских гонщиков Эрика Стенлунда. Сломав руку, он объявил, что гонки на льду очень опасный вид спорта и целиком переключился на спидвей и длинный трек. Однако, незаслуженно забытый Ярмо Хирвасоя занял его место уже в Гетеборге (Швеция), где состоялся очередной финал. Проиграв в первый день только С. Иванову, он на середине дистанции делил лидерство с Нищенко (по 14 очков). А во второй день во время совместной встречи с финном, Нищенко занесло и он упал. Путь к победе оказался свободен. Хирвасоя стал чемпионом мира, набрав 27 очков, у Нищенко – 24, у С. Иванова и Серениуса – по 23. Дополнительный заезд за бронзу выиграл гонщик из Красноярска.

1991

А в финале-91 он снова боролся в дополнительном заезде со шведом, но уже за "золото" (у обоих было по 26 очков). Старт этого заезда пришлось повторять дважды. Сначала Серениус врезался в ограждение и упал. Рефери счел, что виновен в этом С. Иванов, но исключать советского гонщика постеснялся (признав его фактически невиновным). Новый заезд принес победу "брату-2". На третье место впервые вышел гонщик из Германии – Михаэль Ланг (24). А финал был примечателен и тем, что впервые в нем выступали три брата: старший Иванов – Юрий вышел на пятое место, а дебютант и младший брат Валерий – на 13-е (6). В этом году в ЛЧМ и других соревнованиях не выступал двукратный чемпион мира Сергей Казаков. Довольно незаметно прошел дебют в ЛЧМ москвича Александра Балашова А для Башкирии снова забрезжил свет надежды: чемпионом СССР среди юниоров стал Сергей Казаков из Кумертау…

 

Автор: Николай ЕРМОЛЕНКО

Фото Николая и Анатолия ЕРМОЛЕНКО

 

 

 

Категорія: Інші види спідвею |
 
Переглядів: 2110 | Додав: jktu86 | Рейтинг: 4.2/5
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Співпраця

Пропозиції про співпрацю за телефоном +380634472537 або за адресою rivne.speedway@gmail.com

Фейсбук

Вхід

Привет: Заблукавший

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!


Знайти