Нет ничего печальнее, чем
приближающееся окончание спидвейного сезона в любой отдельно взятой стране на
карте старушки Европы. А кроме окончания её национальных чемпионатов ещё и окончания
главных турниров ФИМа и ЮЭМа.
Спортсмены начинают потихоньку подумывать о новых контрактах с новыми клубами,
где их уже поначалу ждут с «распростёртыми объятьями», тренеры – мучиться
сомнениями по поводу своей дальнейшей судьбы в родных клубах, а презесы – всё
чаще просыпаться в холодном поту от
засилья, чаще всего, нежеланных и назойливых телефонных звонков. Процентов 90
всего личного состава в спидвейном хозяйстве раздражает неизбежно
приближающаяся неясность. Причём, неясность эта далеко не всегда продиктована
итогами уходящего сезона. Чаще всего её причиной является неутешительная
бухгалтерия почти всех без исключения клубов. Этой осенью, наконец, жужловая Польша, всё же,решилась на коренные преобразования в своём спидвейном хозяйстве. Тут
же все, кого это коснётся, в первую очередь поднялись, словно по тревоге, и
пригрозили полякам отходом из польских клубов. Однако, эти угрозы, на самом
деле, ничего не стоят. На их место найдётся уйма желающих. А вот куда пойдут
они? В английские, датские или шведские клубы, где платят в пять раз меньше? А
может, в чешские или немецкие? Так, что пора опускаться на землю. Поляки сами
виноваты во всём этом. Это они взвинтили ставки до такого абсурда в надежде
«срубить» со спонсоров и «подняться» таким образом. Однако всему есть предел.
Спидвей – это не «MotoGP», где присутствуют монстры мировой мотоиндустрии. Здесь
нет ни Хонды, ни Сузуки, ни Дукати.
Здесь нет уже и Явы. Здесь есть
только «Торунь – город спорта». Но Польша –это далеко не самая богатая
страна Европы и Торунь здесь погоды не
сделает. Спортсменов, же, как правило, эти проблемы интересуют мало, или вообще
не интересуют. Их интересует, прежде всего, обещанные ранее клубом гонорары,
работа со своим тюнером и личная жизнь. Всё остальное – пустое. Никакой привязанности,
никакого чувства патриотизма и долга. Всё строго в соответствие с контрактом.
Возможно, это и правильно тогда, когда спорт – это, прежде, всего профессия.
Однако, те, для кого всё это происходит на самом деле, точнее болельщики, руководствуются другими
критериями. Они относятся к своим кумирам, прежде всего, как к носителям неких
моральных ценностей, хотя и требуют от них, в первую очередь, спортивных
результатов. И не желают всё ещё воспринимать профессиональный спорт, прежде
всего, как источник доходов спортсмена, его основной род занятий. По крайней
мере, таких доходов, как, к примеру, миллионные гонорары в ведущих футбольных
клубах Европы. Интересно, как в
дальнейшем эти миллионные расходы в таких странах будут сочетаться с
грядущими продовольственными карточками?
Вот и получается, что болельщики правы. Их критерии – преданность спортсмена
клубу, воля его к победе, уважение к болельщику, чувство долга и
соответствующее мастерство. За примером ходить не надо. Он давно существует в
спидвейном мире. Легендарный Новозеландец Айвен Мэйджер. На его примере выросло не
одно поколение мастеров мирового спидвея. Айвен Мэйджер:Когда я гонялся, все мотоциклы мои
и моих соперников и коллег оставались, фактически, идентичными. Постараюсь
объяснить доступно. Если бы все участники тогдашнего финала мира выехали на
ровный асфальт автострады и им бы дали старт, то, по прошествии одной мили,
разрыв между ними не превысил бы и половины колеса. Тогда очень многое зависело
от мастерства спортсмена. А теперь? Свою спортивную карьеру Мэйджер закончил далеко за сорок. И всё
это время он находился на самом верху спидвейной элиты. Как это ему удавалось? Айвен Мэйджер:Когда меня пригласили в
английский клуб Бэлл Вью я
отправился к одному из самых известных тогда в мире спорта физиотерапевту Фредди Гриффитсу. Мне нужно было
залечить свою старую травму. Фредди
жил на севере Англии, и у него
проходило лечение множество футболистов клубов Манчестер Сити и Манчестер Юнайтед. Я должен был показываться ему
дважды, а то и трижды раз на день. Рано
утром его можно было застать в
городской клинике, а после обеда – в своём бюро на Майн Роуд. Там я и познакомился с некоторыми профессиональными
футболистами этих клубов. Я даже вскоре стал с ними тренироваться и сдружился с
Колином Беллом и Денисом Тартем. К Гриффитсу я бежал при первой же лёгкой
травме. Процедуры начинались всегда в
9.00, а заканчивались в час дня. Я очень любил эту физиотерапию и не
прекращал её до самого моего ухода из Белл
Вью в 1972 году. Только благодаря этим занятиям физиотерапией с футболистами
МанСити я и сталсамым боеспособным гонщиком в истории этого спорта. У меня всегда
был строгий план занятий, хороший крепкий сон и ни капли алкоголя. За свою спортивную карьеру Новозеландец гонялся за Белл Вью, Ньюкастл, Уимблдон, Истборн,
Икзетер, Рой Хаус и Халл Викингс. В 1970 – 1972 г Мэйджер с Белл Вью стал трижды кряду КЧ Великобритании. Айвен Мейджер: Одним из моих условий
руководству клуба Белл Вью было
право влиять на командный дух. В моем предыдущем клубе Ньюкастле это было невозможно. Тут же, в Белл я смог давать некоторые
указания промоутеру клуба и мы стали благодаря совместным усилиям постоянно
выигрывать. Так мы и выиграли лигу трижды подряд. Я также, горд тем, что дал
шанс Питеру Коллинсу. Все в команде были против этого, и никто не хотел
ехать с ним в паре. Но вскоре юный Питер
стал моим напарником и должен сказать, что претензий к нему у меня не было.
А когда он в 1976 стал ИЧМ, все
поняли, что это был за талант. В Англии
такой звезды не было со времён трагической смерти легендарного Питера Крэйвена. Выдающийся Новозеландец после окончания своей спортивной карьеры не оставил своего любимого спорта. Он основал
спидвейную школу "IvanMaugerAcademyofExcellents" с филиалами в Новой
Зеландии, США и Англии. На свои традиционные турне он приглашает всех
выдающихся мастеров спидвея. Так в своё время у него в гостях побывал и наш Григорий Хлыновский сосвоими воспитанниками Игорем Марко и Владимиром Трофимовым. В.Жуковский
|