Каждый
индивидуальный успех в спорте любого отдельно взятого спортсмена имеет целую
группу своих соавторов. В частности, в спидвее на конечный результат гонщика в
каждой отдельной гонке влияет работа полностью всей его команды. А поэтому
ничего удивительного в том, что после такого яркого сезона 2007 в исполнении Эмиля
Сайфутдинова специалисты спидвея всё чаще стали произносить вслух новое,
правда, не столь широко известное, как прочие имена в спидвейнном мире имя его
английского тюнера Эшли Холлоуэя.
Хотя, многим спртсменам оно было уже давно и хорошо известно.
Эшли Холлоуэй: - Всем известно,
что спидвейный мир очень узок. А так
и популярность
этого спорта не весьма велика. Я
был простым механиком у многих спортсменов.
Однако, со временем интерес к моторам взял верх. Постепенно увлечение
переросло в профессию.
Детство и юность Эшли прошли в его родном городе
Свиндоне, в котором блистает
один из лидеров английской Элит Лиги
клуб «Свиндон Робинс». В последнее
время он почти всегда значится в числе лидеров лиги. Тут и стал пробовать себя
на дорожке Эшли Холлоуэй в качестве
гонщика. Но рядом с представителями Элит
Лиги это было слишком вызывающе, и он решил перебраться в соседнюю Данию, где всё намного проще и не так
строго. Параллельно с этим практиковал в
качестве механика сначала у Клауса
Кристиансена, а затем Ульриха
Остергаарда. После них были два года ответственнейшей работы в команде Ники Педерсена.
Эшли Холлоуэй: - Однако
переломным моментом в моей спортивной биографии
стала встреча в Дании со своим
близким старым другом Брайаном Каргером. Брайан был добрым другом
нашей семьи, когда ещё ездил в составе Свиндон
в Элит Лиге. Он всегда жил у нас дома. Мы были с ним очень дружны. И вот мы
снова встретились на этот раз уже в Дании.
Каргер убедил меня в том, что тюнинг
– бизнес спидвейных моторов начинает энергично развиваться, и предложил
идти к нему механиком. Я согласился. Так мы и стали с Брайаном путешествовать по миру,эксперементируя и тестируя моторы
со многими звёздами спидвея. Среди них были и Ли Адамс, и Саймон Стед, и Скотти Николлс, и, наконец, Андреас Йонссон. С Йонссоном я начал
работать уже самостоятельно в качестве механика и тюнера. Это превратилось в
мою постоянную работу.
Здесь непременно нужно заметить, что Эшли вот уже восьмой год живёт далеко
за пределами его родной Англии. Это
не очень – то легко. Это требует от него дополнительных усилий и твёрдости
характера. После того, как стало очевидным долгосрочное сотрудничество с Йонссоноом, Эшли пришлось переехать в Польшу. А точнее, в Быдгощ.
Эшли Холлоуэй: - Сначала
я даже был напуган от мысли, что мне прийдётся переехать и жить в Польше.
Так далеко от западной цивилизации я ещё не забирался. Однако, теперь я даже
полюбил этот край. Думаю, что сейчас Польша
– центр мирового спидвея. Хотел бы даже выучить польский, но это сделать очень
трудно. Хотя я уже выучил и датский, и шведский.
Когда Андреас Йонссон получил тяжёлую травму Эшли не взял долгий тайм – аут, а тут же переключился и на Ханса Андерсена, и на Эмиля Сайфутдинова.
Первый титул Чемпиона Мира Эмиля
стал причиной и первых публикаций об Эшли
Холлоуэе во всех спортивных медиа.
Эшли
Холлоуэй:
- Эта победа Эмиля была самой лучшей рекламой моего бизнеса во всей моей карьере. После этого список мотоспортсменов,
доверявших мне свои моторы значительно удлинился.
Так на моторах Эмиля Сайфутдинова и появилось клеймо ASH – TECH английского тюнера Эшли Холлоуэя. В 2008 году история с
титулом Чемпиона Мира среди юниоров повторилась вновь.
Генеральная
классификация ИЧМЮ 2008:
1.Э.Сайфутдинов
(Россия) – 14 (2, 3, 3, 3, 3)
2.К.Холдер
(Австралия) – 12 (3, 3, 3, 2, 1)
3.Ю.Павлич
(Хорватия) – 12 (2, 3, 1, 3, 3)
4.Т.Батчелор
(Австралия) – 11 (3, 2, 1, 2, 3)
5.М.Вацулик
(Словакия) – 9 (2, 0, 3, 3, 1)
6.М.Кус
(Чехия) – 8 (0, 3, 0, 2, 3)
7.Г.Зенгота
(Польша) – 8 (1, 0, 2, 3, 2)
8.П.Хоугаард
(Дания) – 8 (3, 2, 1, 0, 2)
9.Л.Линдгрен
(Швеция) – 7 (1, 0, 2, 2, 2)
10.И.Кононов
(Россия) – 6 (3, 1, 0, 1, 1)
11.Л.Бриджер (
Англия) – 6 (0, 1, 3, 0, 2)
12.М.Рисагер
(Дания) – 6 (2, 1, 2, 1, 0)
13.А.Карпов
(Украина) – 4 (1, 2, 0, 0, 1)
14.В.Лаусон
(Англия) – 4 (1, 1, 1, 1, 0)
15.Т.Воффинден
(Англия) – 3 (л, 2, 0, 1, 0)
16.Ф.Ситера
(Чехия) – 2 (0, 0, 2, 0, 0)
17.С.Густавссон
(Швеция) – 0 (0)
Второй год подряд тенью Эмиля Сайфутдинова в финале ИЧМЮ становился австралиец Крис Холдер:
-
Наверное, я очень глуп
(смех). Занимаюсь спидвеем с 9 лет. А свободного времени как не было, так и
нет. И даже, когда найдётся свободная минута – всё равно сижу при моторах. Как
каждый спортсмен мечтаю стать Чемпионом
Мира. Но это, как видите, не так просто. Теперь, наверное, буду прорываться
в Гран При и проявлять себя там как
можно лучше. Когда я финиширую первым в заезде – становлюсь ещё более собраным
и концентрированым. Так и буду продолжать в дальнейшем.
До сотрудничества с Эшли Холлоуэем моторами Эмиля занимался непосредственно сам
его менеджер и механик Томаш Суськевич.
Томаш
Суськевич:
- Вообще – то я считаю, что мастерство
каждого гонщика, а молодого в
особенности, познаётся по его результатам на поле соперника. Тут у Эмиля всё в порядке. Это мне очень
нравится. Быстро приспособиться к незнакомой дорожке – признак большого
мастерства. Эмиль сам себе прекрасно
всё устривает. Я только помагаю ему в парке машин и в некоторых вопросах быта.
Он имеет в Быдгощи такую же
собственную базу, как и лидер Полонии
Андреас Йонссон. Я же предоставил ему только одну из комнат моей квартиры.
Кроме того, Эмиль выступил сам, как менеджер при
заключении контракта со шведским клубом Масарна
Авеста, чьей иконой является Тони
Рикардссон.
Перед первым титулом ИЧМЮ они располагали четырьмя
итальянскими моторами GM и тремя комплектными
мотоциклами. Сами тестировали их с отдельными польскими тюнерами. Но с приходом
Эшли всё изменилось. Наверное,
причина успеха английского тюнера, наиболее популярного сейчас в целой Польше кроется, прежде всего, в том,
что для достижения высоких результатов в спидвее современному тюнеру необходимо
проводить с конкретным гонщиком очень много времени вместе. Каждый из
многочисленных спортсменов отличается своими индивидуальными потребностями и
неповторимым стилем езды. Очень многие тюнеры, по существу, игнорируют этот
важный, на самом деле, фактор. Важнейшими составляющими, также, которые следует
принимать ко вниманию современному тюнеру, являются вес данного спортсмена и
его индивидуальные требования по отношению к его собственному мотору.
Эшли Холлоуэй: - Крайне важно найти соответствующий баланс между моторами и психологической и физической
кондициями гонщика. Имеенно поэтому всё своё время я уделяю не только тестам на
дорожке трека с каждым отдельно взятым спортсменом, но главным образом, на
беседы с ним.
Как же работает Эшли Холлоуэй в своей мастерской в Быдгощи ?
В зимнем межсезонье его день
начинается в 5 утра, а заканчивается
далеко за полдень. И так от понедельника до пятницы. Об отдыхе нет и речи даже
в уикенды. Тогда он проводит в мастерской по 4 – 5 часов. Столько времени ему необходимо для подготовки моторов
вместе с практическими тестами к новому сезону.
Эшли Холлоуэй: - Когда сезон уже начался, мне легче планировать свой день. Тогда я работаю, практически, с 8 до 17. Я сам развожу моторы на
различные трэки и тэстирую их со множеством разных гонщиков. Вместе со мной
работает ещё один механик, которого я привлекаю к обслуживанию некоторых
мотоциклов, чтобы у меня оставалось больше времени на подготовку моторов высочайших стандартов.
Эшли строго индивидуально
составляет свой календарь, чтобы всюду вложиться в необходимые термины. Никак
невозможно срывать заказы спортсменов на определённые ими состязания. В
этом,также, заключается весь его престиж и авторитет. Много времени проводит он
и в интерненте, общаясь со всеми своими коллегами и друзьями. Вдали от родного
дома остро ощущается одиночество.
Эшли Холлоуэй: - Я очень счастлив, что
завёл множество знакомств в Англии, Швеции, Дании и Польше. Поэтому всегда найдётся тот, кто с готовностью мне
ответит.
Рзнообразная спортивная
жизнь требует очень большого общения. Так Эшли,
владея тремя языками, научился всевозможным комбинациям из них, чтобы картина
общения с собеседниками была полнее. В Быдгощи
ему, конечно же, не хватает знания польского, но друзья помогают и подсказывают
ему. Во многом Эшли полагается
только на них.
Эшли Холлоуэй:
- Не знаю,
кому это больше действует на нервы, мне или им. Но признаюсь, что незнание
языка имеет, также, и свои плюсы. Порою, благодаря этому, я могу, вполне
оправдано, не тратить своё драгоценное время на пустые разговоры с некоторыми
не совсем симпатичными мне людьми.
После второго титула ИЧМЮ команда Эмиля Сайфутдинова приняла решение не участвовать более в этом
турнире и сосредоточиться исключительно на лиговых гонках и участии в Grand Prix. Первый этап 2009 года в чешской Праге принёс довольно резонансный
результат и не только в самой Польше…
Владимир
Жуковский
«Спидвей –
Ровно»
06.05.2009
|