О юном российском феномене с трудно произносимой фамилией Сайфутдинов на западе заговорили
всерьёз в 2006 году. Опытный и
натасканный глаз
тамошнего менеджмента сразу распознал в нём "одну из величайших надежд восточно - европейского спидвея”.
Шестнадцатилетний Эмиль,
дебютировавший в Российской Лиге в
пятнадцатилетнем возрасте, мгновенно превратился в любимца быдгощских
болельщиков и очаровал их своей не по возрасту зрелой ездой на гаревой дорожке.
В пятнадцатилетнем возрасте он стал
Чемпионом России среди юниоров и
умудрился в обход российской федерации и UEM стартовать в ИЧЕЮ,
за что и был дисквалифицирован. Он явно опережал своё время в спорте, и его
тянуло к соревнованиям более высокого уровня. Когда в 2005 году в России на Клубном Кубке Европы в Тольятти оказался Андреас
Йонссон, судьба Эмиля Сайфутдинова была решена. Андреас тут же сообщил презесу своего польского клуба Полонии Быдгощ Богдану Саварски о юном
таланте и вместо брата Дениса в Полонии
оказался Эмиль. В Польшу Эмиля
привёз отец и им тут же предложили бессрочный
аматорский контракт, предполагающий оснащение Эмиля мототехникой,
всевозможными спортивными аксессуарами и прочее. На первых тренировках
стало ясно, что юный Эмиль «выдушит» из состава Полонии Быдгощ других юниоров этого
клуба. Так и стало. И, хотя он только знакомился с новой дорожкой, всех
специалистов сразу же поразил идеальный
баланс его тела и мотоцикла, а также его скрытые потенциальные возможности.
Прошло совсем немного и Эмиль «выдушил»
из основного состава не только Роберта
Савину, но и Кристиана Клеху.
Эмиль: Очень хочу качественно помогать своей команде. Иногда выходит это у
меня превосходно, иногда чуть хуже, но постоянно стараюсь изучать польские
дорожки.
В 2006 году Сайфутдинов подписал второй в своей жизни профессиональный
контракт со шведской командой Масарна Авеста, выступающей в Элитсерии (высшей
лиге). Это именно та команда, которая дала миру Тони Рикардссона. Как создать
Эмилю спортивную карьеру в Польше, чтобы не растратить его большой талант знал
презес Полонии Богдан Саварски.
Богдан Саварски: Сайфутдинов родом из далёкой России, из
бедной семьи и никто до сих пор не решался помочь ему. Это отдельная тема. Но у
меня есть определённые планы и своя концепция. Я должен помочь ему и, прежде всего,
организационно.
И вот «процесс пошёл». Для начала Эмиль
получил, так называемую, «карту постоянного пребывания» в Польше и
своего нового помощника - наставника Томаша
Суськевича, бывшего механика Тони Рикардссона, проживающего в Быдгощи, а также спонсоров, призванных
финансировать это юное дарование. Суськевич,
ранее работавший с П.Протасевичем и
Т.Голлобом, а в дальнейшем с Тони
Рикардссоном должен был стать наставником Эмиля и показать ему спидвей изнутри, посвятив в тайны спидвейной
техники и логистики. После окончания спидвейной карьеры многократного Чемпиона Мира Тони Рикардссона Томаш Суськевич остановился именно на персоне
Сайфутдинова, хотя других предложений у него было предостаточно.
И,не смотря на то, что вся жизнь Томаша
тесно связана с Grand Prix и Тони Рикардссоном, а Эмиль – ещё не был участником этого цикла, он не видел в этом никакой трагедии.
Томаш Суськевич: Конечно, я был в цикле GP с момента его открытия и до конца участия в нём Тони Рикардссона и всё же было немного грустно покидать его, ведь за
плечами столько достижений и побед. Но скажу вам откровенно: я немного устал от
всего этого. Даже для механиков такие гонки очень утомительны, не только для
спортсменов. Представляете, за все эти годы я пропустил всего три гонки в цикле
GP! Наверное, немного гонщиков, кроме Грэга Хэнкока и Тони Рикардссона могут похвастаться
таким результатом. Я был частью интерьера или механизма GP. Теперь я хотел бы немного отдохнуть
физически и психологически от всего этого. Это очень изматывает. Я надеюсь, что
Эмиль Сайфутдинов достигнет
высочайшего уровня в соревнованиях ИЧЕЮ
и ИЧМЮ, и это сможет удовлетворить мои амбиции в нужной мере. Не имеет значения или это GP или ИЧМЮ, если он будет выигрывать.
На эти победы нужно трудиться одинаково, что там - что там. Главное это
следующие затем ступеньки его спортивной карьеры.
В 2006 году Эмиль не ездил в Российской Лиге и, как следствие, пропустил все юниорские
соревнования в составе Российской команды. Была травма руки. В перерывах ездил
домой в Россию: самолётом до Москвы, с
Москвы до Уфы, а потом 200 км на машине до своего
отчего дома.
Эмиль: Очень скучаю за домом, братом и мамой, но должен обязательно быть в Польше со своей командой. Сейчас у меня
возникли проблемы с презесом Мега Лады
и я не буду там ездить. В следующем году буду ездить в России, но не знаю в
каком клубе. В Польше
мне очень хорошо. Команда, презес, механики – все мне помогают. Команда Полония Быдгощ мне очень нравится.
Почти выучил польский язык. Отец приезжает ко мне на гонки GP, а мама навестит меня в следующем году. В Польше больше всего люблю свою команду,
а в России – маму и папу.
Таковы два мира Эмиля Сайфутдинова, спортсмена и
любящего сына. Но мир спорта не
оставляет времени на ностальгию, а требует себе всего спортсмена, без остатка.
И вот пришло время сменить аматорский
контракт на профессиональный. В 2006 году Эмиль пользовался мотоциклами клуба Полония, а также мог рассчитывать на ремонт двигателей и помощь
клубных механиков в гонках. Теперь нужно всё это организовывать и содержать
самому. Но клуб не спешит отпускать Эмиля
в свободное плаванье по водам профессионального спорта. И помощь презеса клуба Богдана Саварски и его наставника Томаша Суськевича не прекращается. Эмиля
теперь заставляют учить английский, чтобы свободно общаться с менеджерами из Швеции.
Богдан Саварски: Ситуация с Эмилем очень сложная. Спортсмен является представителем
российской школы спидвея и нельзя препятствовать ему в этой науке. Однако он на всю зиму уезжает в Россию, и мы теряем с ним всякий контакт. Это очень расходится с
нашими планами в смысле подготовки. Зимой Эмиль
тренируется сам. Я знаю, что у него есть новый кроссовый мотоцикл,
и он на нём очень хорошо ездит. А его брат Денис даже стартует в гонках по мотокроссу в России.
Феномен семнадцатилетнего Эмиля Сайфутдинова, который уже в шестнадцать лет превзошёл многих
сеньоров Полонии Быдгощ – вещь не
обычная. Польских экспертов спидвея поразил тот факт, что у Эмиля никогда не было проблем с дорожками, поверхность которых
наиболее «держущая», чем гладкая, к
которым стремятся сейчас все спортсмены, по крайней мере, на западе. Теперь же,
с приходом Томаша Суськевича все
заговорили о том, что с моторами у Эмиля
проблем не будет. Ведь у кого, как ни у Тони
Рикардссона моторы всегда были лучшими.
Томаш Суськевич: После
окончания спидвейной карьеры Тони Рикардссон всю свою спортивную
технику продал одному из своих спонсоров, который создаёт музей Рикардссона недалеко от Авесты. Он
немного «поехал» на феномене Тони. Там и будут
находиться мотоциклы Рикардссона. Тони
оставил себе только один мотоцикл на память.
Кое – какие тайны у меня, конечно, есть. Я много приобрёл необходимых
контактов за время работы с Рикардссоном,
и технические новинки приходили ко мне естественно не только от Тони, но также
и от других людей.
Действительно, после финала ИЧМЮ в Оструве Велькопольском мы
увидели какими моторами теперь будет обладать Эмиль Сайфутдинов, чтобы не выглядеть так, как в полуфинале и
бараже Кубка Мира 2007 года.
Богдан Саварски: Я имею информацию от отца Эмиля, что его сын великолепно развит
разносторонне в плане спорта. Он любит подолгу носиться в хоккейной коробке с
клюшкой и ездить на нартах. И мотоцикл зимой у него также в ходу. Вкрутит в
резину саморезы и гоняется на ледогари по два – три раза в неделю. А в
дождливые осень и лето целыми днями пропадает на трассе мотокросса. Я думаю,
что из него обязательно будет толк."
"Толк” из
Эмиля Сайфутдинова начал получаться с 2007 года. Тогда он впервые завоевал
титул, о котором мечтают все спортсмены мира. Титул Чемпиона Мира.
Генеральная классификация ИЧМЮ 2007:
1. Эмиль Сайфутдинов (Россия) – 15
(3,3,3,3,3)
2. Крис
Холдер (Австралия) – 14 (2,3,3,3,3)
3. Павел
Хлиб (Польша) – 12 (3,2,3,2,2)
4. Юрица
Павлич (Хорватия) – 10 (3,0,3,3,1)
5. Кароль Зомбик (Польша) – 10 (2,3,2,1,2)
6. Томас Йонассон (Швеция) – 10 (2,2,2,3,1)
7. Даниил Иванов (Россия) – 8 (3,1,1,0,3)
8. Мортен Рисагер (Дания) – 8 (2,3,1,2,0)
9. Филип Ситера (Чехия) – 8 (0,2,2,2,2)
10. Льюис Бриджер (Англия) – 6 (1,2,2,д,1)
11.Эдвард Кеннет (Англия) – 5 (0,1,1,0,3)
12.Саймон Густафссон (Швеция) – 5 (1,0,0,2,2)
13.Кястас Пуоджукс (Латвия) – 3 (1,1,0,1,0)
14. Рики Клинг (Швеция) – 3 (1,1,1,и,д)
15. Любош Томичек (Чехия) – 2 (0,0,0,1,1)
16. Кевин Вольберт (ФРГ) – 1 (0,0,0,1,0)
R1. Роберт Ксежак (Австралдия) – NS
R2. Адриан Гомульски (Польша) – NS
Заезд за
заездом:
1. Иванов (65,00), Рисагер,
Клинг, Кеннет
2. Сайфутдинов (64,78), Холдер, Пуоджукс, Вольберт
3. Павлич (65,35), Зомбик,
Бриджер, Томичек
4. Хлиб (65,15), Йонассон, Густафссон, Ситера
5. Рисагер (65,56), Ситера, Пуоджукс, Томичек
6. Сайфутдинов (64,28), Йонассон, Иванов, Павлич
7. Зомбик (64,78), Хлиб, Клинг, Вольберт
8. Холдер (64,44), Бриджер, Кеннет, Густафссон
9.
Сайфутдинов (64,18), Зомбик, Рисагер, Густафссон
10. Хлииб (69,19), Бриджер, Иванов, Пуоджукс
11. Холдер (65,19), Йонаассон, Клинг, Томичек
12. Павлич (65,47), Ситера, Кеннет, Вольберт
13. Йонассон (65,33), Рисагер, Вольберт, Бриджер (Д)
14. Хоолдер (65,81), Ситера, Зомбик, Иванов
15. Павлич (66,28), Густафссон, Пуоджукс, Клинг(и)
16. Сайфутдинов (65,85), Хлиб, Томичек, Кеннет
17. Холдер (65,11), Хлиб, Павлич, Рисагер
18. Иванов (65,84), Густафссон, Томичек, Вольберт
19. Сайфутдинов (64,99), Ситера, Бриджер, Клинг
20. Кеннет (66,11), Зомбик, Йонассон, Пуоджукс
ЛВД (NCD) в 9 заезде показал Эмиль
Сайфутдинов 64,18 сек. (рекорд дорожки), Судья : Мик Бэйтс
(Англия).
Эмиль выиграл на своём
первом Чемпионте Мира все свои пять
заездов, набрав «комплект» из 15
пунктов. А во второй и третьей сериях, в 6 и 9 заездах он, к тому же,
дважды побил рекорд трека Стадиона
Мейского в Оструве Велькопольском,
длина дорожки которого относительна велика – 372
метра. Прежний рекорд принадлежал шведу Петеру Карлссону – 64,68 сек,
установленый им 07.05.2006г. Новый рекорд Эмиля Сайфутдинова – 64,18 сек. Это был 9 заезд и в нём Эмиль встречался с Чемпионом Мира Каролем Зомбиком,
датчанином Мортеном Рисагером и
сыном знаменитого шведа Хенки
Саймоном Густафссоном. Настрой юного россиянина был таковым, что
прежний рекорд трека в Оструве
Велькопольском тут же незамедлительно пал. В этой гонке он был реактивным
на старте и недосягаемым на дистанции. Это был максимально честный и
безупречный под любым углом зрения чемпионский титул, завоёванный вдали от
родного дома и на чужом треке гениальным юным талантом в борьбе с серьёзными
соперниками, среди которых были и
действующий Чемпион Мира и действующий
Чемпион Европы и сборники национальных команд своих стран. Комментарии, как
мы видим, излишне.
Эмиль Сайфутдинов (Россия, 1 место): Испытываю
чувство огромной радости за своё выступление. Премного благодарен всем моим соперникам за участие в этой гонке.
Я готовился к этому финалу очень ответственно, так, как очень хотел победить и
мне это удалось. Огромная благодарность всем моим болельщикам, так горячо
поддерживавшим меня в финале Мира.
Представитель солнечного
вечнозелёного континента, член сборной команды Австралии, считавшийся одним из
претендентов на победу, Крис Холдер в этом финале проиграл только Эмилю и
набрал 14 пунктов, что и позволило ему завоевать серебряную медаль.
Крис
Холдер (Австралия, 2 место): Я доволен своим результатом.
Дорожка, в основном, была хорошая, за исключением нескольких дыр. Эмиль
Сайфутдинов был значительно лучше меня и я удовлетворён своим вторым
местом.
Павел Хлиб
(Польша, 3 место): Если бы не травма руки, то я бы ездил сегодня по другому. А точнее – около белой
линии по тем колеям, где хорошо "держало.”
Но когда ты не уверен в своих
силах и едешь с травмой, то глупо лезть в эти такие опасные, но привлекательные
колеи. Конечно, я очень счастлив,
что участвовал в финале, а тем более, что завоевал медаль. Очень доволен собой.
Старался, как мог и если бы не травма – был бы получше. Но всё – таки кое что я
тут всё же показал. Сражаться нужно до конца и я всегда стараюсь так поступать.
Это у меня с детских лет, когда ровесники шли играть в
футбол, а я – на тренировки по мотокроссу. Езда на мотоцикле – смысл моей
жизни. Остальные вещи меня не интересуют. В спидвей я пришёл случайно. Мой папа
купил мне минимотоцикл, а сам уехал в Германию на работу. Все мои кроссовые
моторы я уже тогда "убил.”Вот я и пересел на него и по совету друга стал ездить
по полю, как в спидвее. Когда приехал отец и увидел это, то записал меня
в спидвейную школу Богуслава Новака. Но я всегда скучаю за мотокроссом. И в
свободное время спешу на трассу мотокросса.
Юрица
Павлич (Хорватия, 4 место): Сегодня у меня всё получалось.
Не на что пенять. Дорожка была нормальной, мои моторы – тоже. Если сказать о
том, что в этой дорожке мне не нравилось – то это дыры и сухость. Мы, конечно,
чуть – чуть комбинировали с моторами, но на "все сто” они так и не ехали.
Отличная гонка, но в последнем заезде, всё же, не справился с Хлибом. Ну, да
ладно.
Кароль
Зомбик, Чемпион Мира 2006 (Польша, 5 место): Мне не хватило элементарного спокойствия и уверенности в собственных
силах. Просидел без толку в Оструве целых четыре дня, слушая весь этот бред о
том, что это именно я должен выиграть финал. А вот Павел Хлиб выбрал другой
путь и поступил правильно. Я не жалуюсь на свои моторы. Просто не выдержал
псхологического давления. Этот стресс как
раз и не позволил мне, как обычно в лиговых гонках или каких - либо
других соревновниях легко и
непринуждённо стартовать и побеждать. Однако жизнь на этом не кончается и
теперь я сосредоточусь на оставшихся матчах в лигах. А если говорить о Grand Prix – то это ещё не для меня. Я хочу спокойно отъездить
сезон в Англии.
С Каролем Зомбиком ровенчене познакомились на Чемпионате Европы пар в 2008
году в Ровно. Но после тяжелейшей травмы, полученной им в польской лиге, он
тогда только восстанавливал свою форму.
После
финала ИЧМЮ 2007 года специалисты спидвея во всём мире заговорили вслух об
английском тюнере, на чьих моторах Эмиль Сайфутдинов и стал чемпионом мира. Его
имя – Эшли Холлоуэй. Хотите
узнать подробнее - читайте на нашем
сайте…
Но это уже новая страница об Эмиле Сайфутдинове и его команде…
Владимир
Жуковский
"Спидвей –
Ровно”
27.04.2009
|