В то время, когда все клубы, участвующие в нашем чемпионате, уже полным ходом проводили предсезонные сборы и тест – матчи на подготовленной к новому сезону новой технике, мы с завидным олимпийским спокойствием копались на своём мототреке с молотками и лопатами в грязи, устраняя неполадки, отмеченные Анджеем Гродски. Он отпустил на всё это нам ровно месяц, потребовав неукоснительного исполнения всех требований польского регламента спидвея. Проводимый в 2007 году на нашем стадионе чемпионат России не требует подобной инспекции. Тут же необходимо было переделать и судейский пульт с отсчётом времени на часах, и сигнальную систему ламп вокруг дорожки и в парке машин, заменить старый светофор исключения спортсменов из заезда на новый, обустроить подсобные помещения, душевую, офис, раздевалки. Пришлось заново отремонтировать подачу и нагрев воды и т.д. С вопросом водоснабжения нам сразу же помог теперешний мэр Хомко. А с ремонтом забора вокруг дорожки две недели возилась предоставленная Алексеем Губановым фирма РКС. Анатолий Чугуевец подвёз нужное количество глины на дорожку, а частный предприниматель Виктор …… изготовил нам борону для работы на дорожке трактора. Очень важно здесь указать на то, что простые люди и совсем маленькие предприниматели незамедлительно отзывались на наши просьбы о поддержке по ремонту стадиона, а вот крупные монстры бизнеса или вообще слушать не хотели или только обещали, не выполняя своих обещаний. Так гигантское ровенское химпредприятие из всего нам обещаного предоставило только 80 кг краски, едва хватившей на покраску забора. От всего этого выигрывал непосредственно Пётр Гарват, чей объект понемногу приводился в порядок за чужой счёт, а он к этому процессу должен был только «приклеить» свой интерес в виде аренды.
- Давайте, давайте – подгонял он нас – потом всё подсчитаем. Чем закончились его подсчёты, вы уже знаете. К счастью, на этой фигуре весь негатив на мототреке всё же заканчивался. Абсолютно все без исключения сотрудники ТСО относились к нам с уважением, вниманием и участием. Внимательный и доброжелательный Николай Иванюк всегда готовый к содержательному диалогу, постоянно конструктивный и изобретательный Николай Выдренко, помогавший нам в любое время дня и в любую погоду, не брезгуя самой трудной работой, всезнающий и грамотный во всех тонкостях документации, регламентирующей спортивно – техническую инфраструктуру Пётр Емченко и просто рядовые сотрудники ТСО с удовольствием и лёгкостью сотрудничали с нами, равно как и мы с ними. Параллельно с работой на стадионе ни на минуту не прекращалась работа по укреплению состава команды. Без И.Марко и В.Гайдыма взрослых украинских спортсменов у нас осталось только двое – В.Колодий и А.Бородай. Заполучить А.Карпова и А.Кобрина нам не удалось по причине их контрактов в составе перволиговой команды Лотос Гданск. За Я.Полюховича В.Трофимов объявил сумму трансфера превышающую уровень некоторых трансферов Экстралиги. Из украинских юниоров мы распологали только М.Онешко и В.Колодием мл. Владимир Омельян закончил со спидвеем в 2007 г., решив начать семейную жизнь, и я на него с тех пор не расчитывал. Кроме того, что он, стоя, а не сидя на мотоцикле, пытался проходить виражи дорожки он ещё и слышать не хотел никаких замечаний и был, фактически, неуправляемым. Странно, но Матэй Кус, ставший 6 – ым на ЧМЮ в 2008 г. всегда очень внимательно относился к моим советам и замечанием, а Омельян – нет. На поворотах с такой посадкой его мотоцикл становился плохоуправляемым и в случае попадания его переднего колеса в колею или на неровность уже на самом входе он выравнивался и летел в направлении одной точки забора, как на одном, так и на втором виражах. Таким образом у Омельяна появились свои персональные места падений. Но С.Ювчик по старой дружбе всё же включил его в заявку, не давая этому логического объяснения. А ведь этот факт требовал каких – то гарантий на какие – то его старты в гонках. В.Колодий мл. проявлял большее, чем Омельян желание и дисциплину и я предоставил ему единственного на тот момент спонсора, обеспечившего его мотоциклом, запчастями, комбинезоном и т.д. Но В.Колодий м.л. не смог раскрыться в этом сезоне, хотя бы, как С.Огородник, думается мне, по причине не достаточного внимания к нему прежде всего со стороны отца, который просто обязан был исправить у него все недостатки, весьма очевидные любому болельщику, а не только специалисту. Мише Онешко я лично пообещал и возможность для тренировок в составе команды и старты в её составе. Но у Миши произошла большая трагедия накануне сезона, трагическая авария с летальным исходом, в результате чего была совсем непонятна его дальнейшая судьба вообще, и на какое то время он в расчёт не принимался. Ближе к середине сезона, после того, как всё благополучно разрешилось, я дал ему мотоцикл, купленный у Мариуша Франкова, но Миша по неопытности плохо его прогрел на тренировке и «убил» мотор, на ремонт которого мы не смогли ему выделить средства. Потом к Мише попал ещё один мотоцикл, который был отобран у Олега Немчука его спонсором по неизвестным причинам и его постигла та же участь, что и наш мотоцикл. С Олегом Немчуком получилось и вовсе недорозумение, когда он заключил свой контракт с польским клубом из Люблина самостоятельно, понадеявшись на своего польского агента. Но когда всё же выяснилось, что никакого контракта и в помине нет, то было уже поздно. А.Бородай к участию в лиге готов не был с самого начала. Ничего кроме «купите мне мотоцикл и все тому сопутствующее (масло, резину, запчасти, лицензии и т.д. и я буду за вас ездить» он не желал знать. Но ведь Саша Бородай ещё и хотел ко всему этому получать и приличные пунктовые, не намного ниже, чем у легионеров, пользующихся всем своим, а мы себе позволить этого не могли. Это ему смог предоставить Андрей Порицкий, располагающий большими, чем мы средствами. Однако никакого приличного результата Бородай в Шахтёре так и не показал. Это в очередной раз подтверждает то, что технику уважающий себя спортсмен должен готовить самостоятельно, со своим механиком, хорошо знающим его манеру езды и его потребности. Так поступают сейчас абсолютно все, демонстрирующие пристойные результаты. Они самостоятельно или через своих агентов работают со спонсорами и таким образом обеспечивают себя всем необходимым. Как это делали и Виктор Гайдым, и Игорь Марко, и Олег Немчук. А клубными мотоциклами пользуются только начинающие спортсмены, не претендующие на профессиональные контракты с достойной оплатой набраных пунктовых. По – другому в этом спорте не бывает. Другой, архаичный подход сохранился ещё в России, да у нас. К примеру, вызываю на гонку К.Филинова или Л.Нигматзянова, а они мне отвечают: « А тренер мотоциклы нам не даёт…». И что после этого я должен делать? Упрашивать Олега Волохова и обещать ему не весть что? В.Колодий старший свои мотоциклы имеет, слава Богу. Но как они у него едут? В этом году все это наблюдали неоднократно. А почему? А потому, что моторы к ним и всё прочее делается у Валерия Улицкого в гараже, где нет ни необходимых к ним запчастей, ни должного оборудования. Владимир Трофимов также делает моторы для своей команды в своём гараже, но когда ему нужно ехать на траве в Европе, то тут уже появляются моторы от Эгона Мюллера. Поэтому, если есть желание гоняться в Польской Лиге, то и правила и условия состязаний нужно принимать европейские, а не азиатские. И тогда уже никто не будет причитать, что моторы не те, сцепление не то, карбюратор – дрянь. Позаботьтесь, пожалуйста, самостоятельно, по деловому. И пенять будет не на кого. Не устаю повторять, – раньше специально, поздно, часов в 12 вечера всегда, возвращаясь домой, проезжал мимо дома Игоря Марко, потому, что знал наверняка, Марко в гараже, возится с техникой. Точно, захожу – сидит на карачках и крутит. - Что делаешь? - Представляешь, Вован, не могу въехать в то, как этот Каргер вообще с места может трогаться с такими фазами? - Ну а тебе зачем это? Едет и пусть едет. И едет, кстати неплохо. Чего ещё надо? - Ну да! Ничего себе! Как я это в свой каталог занесу. Ведь нужно разобраться с этим. - Так и запиши, на веру. Ведь Ники же на них ездит? Этого во как достаточно! - Ни фига! - Почему? - Я должен разобраться. Иначе буду всё время мучаться. - Иди спать, уже поздно. - Не, я ещё посижу. - Ну, спокойной ночи…. Он засиживался ещё позже, но часов в 11 утра как гвоздь появлялся на мототреке и выезжал на дорожку. Он должен был для себя убедиться в том, что никакой ошибки здесь нет, хоть это и сам Каргер. Каргер с которым он, кстати, гонялся. Почему ровенские гонщики не желают брать пример с Игоря Марко, который давным – давно вывел для них формулу успеха? Почему Григорий Лагута с открытым ртом слушал всё, что ему говорил Игорь? Я ведь присутствовал при их тусовках. - Зятёк, - шутил Игорь, а Гриша улыбался и слушал. Просто нужно очень сильно хотеть и много слушать. И только тогда появляются Лагуты. У нас, видимо, это всё же не принято, а поэтому и Марко, и Лагут у нас больше уже и нет. Так мы и решили начать укрепляться. Я позвонил своему старому другу Олегу Волохову в Балаково и договорился о К.Филинове, Л.Нигматзянове и А.Косолапкине, которые мне очень импонировали ещё со времён их предсезонных сборов в Ровно в составе команды их учителя Валерия Гордеева. Из команды Гордеева к нам также попросились А.Гузаев и А.Изотов, у которых не было гарантий стартов без оговоренных условий. Также договорился и с Олегом Кургузкиным, с кем также хорошо знаком уже более 20 лет о Роме Иванове и Илье Бондаренко. По регламенту PZM в стартовом составе команды на каждую гонку в обязательном порядке должен быть заявлен юниор «крайовы», то есть юниор с украинской лицензией, который непременно участвует в первом заезде, что также предусмотренно регламентом. Так в команде СПС появился Мачей Михалюк из Люблина после распада их клуба, согласившийся взять украинскую лицензию и отказавшийся от всех выступлений в каких бы то ни было чемпионатах Польши. Взамен он выпросил у нас гарантию 10 лиговых матчей чемпионата. Однако деваться нам было некуда, так как наши юниоры вплоть до появления в команде Кирилла Цуканова, выступающего в этом сезоне также по украинской лицензии, к стартам в лиге в этом сезоне оказались не готовы. И ничего не изменили к лучшему активные тренировки с ними Виктора Гайдыма, которые по странному стечению обстоятельств прекратились одновременно с продажей последнего из шести его мотоциклов. Всё также неуклюже продолжал сидеть на своём мотоцикле В.Колодий м.л. и стоять на своём В.Омельян. В Михалюка мы верили, так как он всё же был из перволиговой команды и располагал двумя классными мотоциклами GM. Но главным нашим успехом, конечно, стал контракт с чешской звездой юниором Матеем Кусом. Переговоры с ним, однако, велись так долго, что у меня в какой то момент появилась уверенность в том, что им так и не суждено завершиться. Но за Кусом стоял Бо Брхел, хорошо знающий ровенских болельщиков и наш мототрек. Он то и настоял на том, чтобы Матей Кус подписал свой контракт именно с нами. Так оно, наконец, и произошло. А после окончания сезона 2008 года Матей заявил всем журналистам, что безусловно приоритетным клубом на 2009 год для него является клуб «СПС Рівне», что очень сильно диссонирует со всевозможными польскими инсинуациями в наш адрес после окончания чемпионата. Однако, об этом далее. Что касается подписания контракта с Мариушем Франковым, то, несмотря на то, что именно он принёс в копилку нашего клуба наибольшую сумму пунктов (155 пкт.против 141 пкт.Куса и 112 пкт. Червиньски) в сезоне 2008 года, я был и остаюсь категорическим противником подписания такового на условиях продиктованых Франковым. Почему так? И об этом далее. Не обошлось и без курьёзных случаев подписания контрактов вслепую, не видя ни разу гонщика и имея о нём самую приблизительную информацию. В первый раз такого вот «кота в мешке» нам подсунул мой добрый старый знакомый Мариуш Пушаковский из Грудзёндза. Как вы уже догадались это был не кто иной, как Дамиан Стаховяк, шедший в одном пакете с родственником Мариуша талантливым юниором Унибакса Торунь Матеушем Лямпковски. Нам были даны 100% гарантии, что во второй лиге они будут рвать на части, как мартышка газету абсолютно всех, начиная с Фрэдди Эрикссона и заканчивая Миреком Яблоньски. В результате с М.Лямпковски не захотел расставаться Унибакс Торунь, а Д.Стаховяк на первую нашу гонку в Ополе приехал без нужной фимовской или юэмовской лицензии и допущен судьёй не был. Во второй гонке в Лодзи он проехал слишком скромно по нулям и в дальнейшем в состав не привлекался. Во второй раз Сергей Ювчик раскопал очередную «звезду» в разваливающемся на запчасти Жешове, о которой никто, кого бы из поляков я ни спрашивал ничего конкретного сказать не мог. Звали его Марцин Лесь. Именно на 2008 год пришёлся его «трагический» переход из юниоров в сеньоры. В такой ответственный момент никто не в состоянии предсказать дальнейшую судьбу спортсмена, но только не коммерческий директор клуба «СПС». На этот раз я уже был категорически против «кота в мешке», но коммерческий директор клуба, обвинив меня в очередной раз в совершенно необоснованой любви к российским гонщикам взял верх. Однако уже на первой тренировке в Ровно польская «звезда» трижды к ряду проиграла отборочные заезды за место в основе Ленару Нигматзянову, не продемонстрировав при этом ни малейшего намёка на экстралиговский уровень и со скандалом села на трибуну. Возможность реабилитироваться предоставилась ей уже на следующей гонке в родной Польше против Старта Гнезно, где она также, как и Стаховяк проехала по нулям и больше в команду в качестве гонщика не привлекалась. Вот таким составом, мы располагали в первом круге чемпионата, не считая Лёшу Харченко, Збигнева Червиньски, Рафала Шомберски и Кирилла Цуканова, присоединившихся к нам значительно позже. Продолжим в следующей публикации….. Президент «СПС Рівне» Владимир Жуковский Часть третья. Первый блин. Одним весенним мартовским днём 2008 я внезпно почувствовал, что мой такой всегда крепкий, безмятежный сон куда то напрочь исчез и появилось некое тревожное состоянию, изредка переходящее в липкий ночной страх. Всё было впервые и с самого начала совершенно не так, как планировалось ранее. Чувство ответственности было столь велико, что, казалось, вот – вот и оно способно вас просто раздавить. Время бешенно неслось вперёд, неумолимо приближая день нашей первой встречи 06.04. в Открытом Чемпионате Польши. Нам так ни разу и не удалось потренироваться перед ним. Забор всё ещё лежал на дорожке, абсолютно не пригодной к тренировкам после продолжительной зимы, превратившейся в жидкую кашу. Не было ни метанола, ни масла, ни резины, ни техники. Трактор для трековых работ так и не был отремонтирован вовремя. О поливачке не было и речи. Пульт главного тренера всё ещё не был готов, а стартовый механизм нуждался в капремонте. По прежнему так и не было денег для старта в лиге. Мне оставалось только обратиться к клубу Колеяж Ополе с просьбой о переносе встречи, что я и сделал. Однако в ответ они предложили потренироваться с ними на их дорожке, а на перенос матча не согласились. Отношение к иностранным клубам в Польской лиге всем хорошо известно. Они, как бы делают нам огромное отдолжение и требуют от нас безоговорочного подчинения и подобострастия при всяком исполнении. Нам же ничего, по сути, делать и не остаётся, как только принимать всё, как должное. Это, конечно, же унизительно. А вот стоит нам заговорить о равенстве в правах с поляками и о справедливости, как тут же меняется и отношение к нам и начинаются всевозможные санкции и т.д. К этому разговору мы непременно вернёмся в эпизоде с нашим домашним матчем со Стартом Гнезно. Ну а если украинский клуб начинает у них ещё и выигрывать, то тогда они готовы на любые меры. Это мы знаем из нашей далёкой истории, хотя бы из эпизода с ровенчанином Григорием Хлыновским в финале мира 1973 года в Хожуве , когда поляки не побрезговали даже подкупом главного судьи немца Трауншпургера, дабы «протолкнуть» на подиум своих Плеха и Щакеля, вместо честно завоевавших это право Мэйджера и Хлыновского, который, как и все советские спортсмены гонялся там на стандартной Яве. Немца, правда, после этого навечно дисквалифицировали. А вот с Виктором Кузнецовом в финалах мира и Европы у них ничего не получалось. Духу им на него не хватало. Но вот, наконец, всё же наступил этот долгожданный момент и мы подали состав на свой первый матч в Польской Лиге. У нас были на этот матч три юниора: М.Кус – лицензия UEM и М.Михалюк с В.Колодиём с укр. лицензиями. Взрослых мы взяли с учётом того факта, что команда Турбина Балаково в это время находилась на предсезонных сборах в Польше. Из неё к нам в Ополе присоединились К.Филинов и Л.Нигматзянов. Из поляков – М.Франков и Д.Стаховяк. Ну и, конечно, В.Колодий старший. Деньги для того, чтобы наши мечты об участии в лиге воплотились в реальность, команде дал мой добрый старый друг, московский бизнесмен Олег Литвиненко. Никто из ровенских представителей большого бизнеса поддержать украинскую спидвейную команду в престижном Открытом Чемпионате Польши так и не решился. Также, собственно, как и местная власть. Не стало больше легендарного Виктора Чайки, всякий раз проявлявшего политическую и хозяйскую волю, обеспечивая обязательную помощь местным клубам. Светлая ему память. Исчез, как то, со спидвейного небосклона Василь Червоний, умевший вот так просто взять и подарить штук 10 новеньких спидвейных мотоциклов команде, начинающей свой новый сезон в польской или российской лигах, а вместе с ним и председатель областного ТСО Александр Иванович Кузенный, устроивший к себе в ОСТК на должность тренеров и Г.Хлыновского, и Б.Горку, для работы с подрастающими мастерами спидвея. Остались только «настоящие патриоты». Но им было не до нас. Они плотно сидели на деребане то ли майна, то ли влады, сквозь зубы отделываясь обещаниями, которым никогда не суждено было сбыться. Но мы продолжали им верить, и это было большой ошибкой. Время показало, что верить им нельзя никогда. На стадион в Ополе мы приехали заблаговременно, часов за пять до гонки, так, что нас и запускать по началу не хотели. Тут мы, наконец, познакомились с нашими Дамианом Стаховяком и с Матеем Кусом. Первое впечатление от них было хорошим. Оба были хорошо воспитанными, культурными молодыми людьми, собранными и настроенными на борьбу. Мариуш Франков уже на свою первую гонку в составе новой команды приехал не за два часа, как сказано в его контракте, а за полчаса, не предупредив нас даже телефонным звонком. Он привёз нам мотоцикл, который мы решили купить своему юниору. На большее средств у нас не оказалось на данном этапе. Дорожка в Ополе мне очень нравится. Она в меру короткая, и борьба на ней получается достаточно острой и интересной. Кроме того она была отлично подготовлена и оснащена надувными заборами. Перед матчем состоялся весьма зрелищный парад автомобилей фольксваген жук. Настроение у нас было боевым. Я чувствовал, что мы дадим бой полякам. Но уже перед самим матчем оно было испорчено решением главного судьи не допустить к матчу Дамиана Стаховяка. У того не оказалось фимовской, либо юэмовской лицензии, а была лишь польская. Ездить с этой лицензией в иностранном клубе в польской лиге нельзя, даже если ты и поляк. Ну где здесь логика? Поляк в польской лиге не может ездить по польской лицензии. Тогда почему его интересы и контракты защищает не ФМУ, а ПЗМ? Мы об этом нонсенсе знали, и заранее предупреждали Стаховяка, но он послушал своих коллег из Торуни и приехал с польской лицензией на этот матч. Почему? Это загадка. Так под номером 2 у нас появился пробел. Он вообще никак не квалифицировался в послематчевом протоколе. Вот вам и коллизии польского регламента. Не стоит подробно описывать весь матч, но на главном всё же стоит немного остановиться. В первом юниорском заезде нас ожидала полная неожиданность. Тут Кусу было просто не с кем ехать, а он приезжает последним. Как такое может быть? Оказывается, может. Матей элементарно выигрывает у соперников старт и тут же без разведки, повторяю, без разведки уезжает под самый забор, где оказывается абсолютно нет зацепа, пропуская всю группу вперед внутри дорожки. Все четыре круга он, имея мощнейший мотор, атакует двух поляков широкой траекторией, но наружа ещё не работает, как нужно, а внутрь ему не пробраться сквозь двоих поляков. Так всё и заканчивается. Это была его первая гонка в новом сезоне на незнакомой дорожке и он очень старался. Старался так, что в 12 заезде, сосредоточившись на борьбе с Чеховичем, сам того не желая, напрочь блокировал Франкова, не замечая усилий атак последнего. В первом заезде к счастью выиграл Михалюк, а мы вместо 5 пкт. заработали только 3 пкт. Владимир Колодий ст. в своём первом заезде приехал третьим после падения на выходе из первого виража Кирилла Филинова, а в 6 заезде, имея хорошие шансы приехать вторым, внезапно закрыл газ и съехал на траву. На мой недоумённый вопрос - в чём дело, ответил, что пересёк белую линию двумя колёсами. Я считаю, всё же, что окончательное решение в таких случаях должно быть за судьёй. В дальнейшем коммерческий директор, имеющий приоритетное право на замены, присадил его на скамейку. Кирилла и Ленара в этом матче жестко контролировал Олег Волохов, сам ранее выступавший за клуб Колеяж Ополе. Ленар умудрялся всё же допускать при выигранных стартах ошибки, а вот Кирилл за исключением обидного падения в 3 заезде со своей задачей справился на отлично и я понял, что это будующий лидер нашей команды. К сожалению, только я один это понял. Безусловно, героем дня стал Мариуш Франков, выиграв также и ЗТР, уступив в том 12 злосчастном заезде борьбу по вине нашего Матея Куса. Безусловно, при таких слабых юниорах Ополя, как Кильдеманд и Флегер, набравших у себя дома 4 пкт. на двоих, мы совершенно обоснованно расчитывали на победу или ничью, но четыре нуля Михалюка и отсутствие второго стартового номера стало причиной нашего поражения. Лучшее время дня 61,4 сек. было показано нашим Мариушем Франковым, а гранприст Любош Томичек набрал далеко не полный комплект пунктов в гонке с нами у себя дома и это немного утешало, хотя я был огорчён результатом в целом. Перед началом сезона поляки всюду заявляли, что украинцы проведут 2 – 3 матча и закончат по причине отсутствия «кассы» и очень хотелось наказать их за этот трёп. А мы были близки к этому уже в первом нашем матче. Как тут не расстраиваться. Матей Кус тоже был сильно огорчён. Ведь он привык только к одним тройкам, а тут…ни одной. Олежка Волохов прокомментировал мне все наши проколы, и это мне очень помогло в дальнейшем. Все спецы польского жужля, присутствовавшие на матче во главе с Ежи Щакелем (чемпионом мира 1973 года) высоко оценили потенциал нашей команды и засыпали нас комплементами. Однако, мы уже сами знали чего нам не хватает и над чем нужно работать. Дамиан Стаховяк, посмотрев гонку с трибуны, заверил меня, что в этой гонке он набрал бы не менее 10 пкт. и долго извинялся за своё разгильдяйство, гарантировав мне свою полную реабилитацию уже в следующей нашей встрече на выезде в Лодзи. К сожалению, в Лодзь на второй матч не могли приехать ни К.Филинов, ни Л.Нигматзянов у которых заканчивались на днях шенгенские визы, а открыть их в России оказывается не так уж и просто. А поэтому на роль взрослых в заявочном списке на этот матч были приглашёны наши очередные балаковцы: - юниор Саша Косолапкин и взрослый Лёша Гузаев. Наши легионеры из Тольятти всё это время находились на предсезонных сборах в Словении и договариваться с ними, как таковой, возможности у нас не было. На 16.04 у них был запланирован матч российской лиги в Червонограде с Шахтёром, а зная характер президента их клуба Степанова делать заранее с ними этого было никак нельзя, хотя в этом случае мы на них всё же рассчитывали. Наш же календарь был составлен таким образом, что нам пришлось проводить свои первые матчи чемпионата на выезде, что очень существенно усложняло нам и без того нашу несладкую, спортивную жизнь. Продолжим в следующей публикации…. Президент «СПС Рівне» В.Жуковский
|